ВЫСШАЯ МЕРА

Die Massnahme. Камерная версия

Режиссер: Фабиане Кемманн
16+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Спектакль будет показан в рамках фестиваля «Родина авангарда». На все спектакли фестиваля действует абонемент.

Зрителей на спектакле «Высшая мера» нет: есть участники. Они располагаются вокруг сценической площадки, где разворачивается действие. На балконе поёт «хор судей». Все вместе – артисты, музыканты, публика, певцы – приобретают «опыт освоения решительного образа действий с помощью учебной пьесы». Сообща мы рассматриваем ситуацию: в стране царит несправедливость и зреет революция. Как следует поступать подлинным революционерам? Нужно ли спасать одного страждущего или всех угнетенных? Что нужно дать угнетенным – хлеб или винтовки? А может быть, нужно дать им марксистское знание? Если цель – блага и всевелика, если цель – изменить жизнь, действительно ли она оправдывает средства?

«Высшая мера» — кантата немецкого композитора Ханс Эйслера по пьесе Бертольта Брехта. Название «Высшая мера» — авторизованный перевод пьесы «Die Massnahme» (в других переводах она называется «Мероприятием»), сделанный авангардистом Сергеем Третьяковым. У пьесы была непростая судьба. В национал-социалистической Германии она оказалась под запретом как коммунистическая пропаганда. Потом права на неё отказывались передавать театрам авторы. Затем её «опечатали» наследники Брехта. В Германии она была поставлена только в 1997 в «Берлинском ансамбле».

«Высшая мера», как описывает ее Третьяков в книге «Люди одного костра», «построена как суд, где действующие лица отчитываются и оправдываются в вынужденном убийстве товарища, а контрольная инстанция (хор), представляющая одновременно и зрителей, резюмирует происходящее и формулирует решение». В конце жизни Брехт назвал разработанную в пьесе модель взаимодействия со зрителем «формой театра будущего», а жанр определил как «дидактическую песню». Немецкий режиссёр Фабиане Кемманн называет её «упражнением для когнитивной устойчивости и критической практики». В её акции эту песню, как и положено, исполнит хор любителей, куда войдут и зрители.

«Проекты будущего, мечты эпохи революций и авангарда обратились в собственную жестокую противоположность. Но даже если однажды задача была решена неверно, если на вопрос был неправильно найден ответ — или не найдено никакого — это ещё не повод бросать поиски»,— Фабиане Кемманн о «Высшей мере».

При поддержке Фонда Розы Люксембург и Гёте-Института в Москве.

Спектакль будет показан в рамках фестиваля «Родина авангарда».

Проект реализуется при поддержке ЖАНА ЗИГЛЕРА (Швейцария), специального посланника ООН по правам человека

Режиссёр — Фабиане КЕММАНН (Берлин, Германия)
спродюсировала и поставила реконструкцию «Die Maßnahme» в изначальной форме с участием десяти хоровых коллективов в Берлинской Филармонии

Музыкальный руководитель — Пётр АЙДУ (Москва, Россия)
художественный руководитель Персимфанса (Первого симфонического ансамбля) –
оркестра без дирижера

Главный хормейстер — Андрей КОТОВ (Москва, Россия)
художественный руководитель Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»

Драматург — Ольга ФЕДЯНИНА (Москва, Россия)
театральный критик, переводчик, член Ассоциации театральных критиков, редактор и обозреватель еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend».

Проект-менеджер — Татьяна ЩЕПАТОВА (Москва, Россия)
музыковед, журналист, руководитель фестивальных проектов Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы»

В спектакле принимают участие:

Актёры:

Маргарита БРЕЙТКРЕЙЦ(Германия), Филипп ГУРЕВИЧ, Яна ГЛАДКИХ, Анастасия
ЛЕБЕДЕВА (идут переговоры), Екатерина МИГИЦКО, Павел ВОРОЖЦОВ

Музыкальные коллективы:

Ансамбль «Комонь»
Фортепиано — Пётр АЙДУ

Камерный хор «CARPE DIEM»
Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Художественный руководитель — Елена ГУРСКАЯ

Вокальный ансамбль Камерного хора МФТИ
Руководитель — Александра Лузанова

Хор учителей города Москвы
Руководитель — Камилла ЕФАСОВА

Женский хор «Консонанс»
Руководитель — Алла ПУШКАРЕВА

Академический хор «Энтузиаст»
Руководитель — Анна ПОПОВА