ПО-ЧЕХОВУ. ТРИ СЕСТРЫ

Режиссер: Виктор РЫЖАКОВ
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:
5 октября в 19:00
19 ноября в 19:00
3 декабря в 19:00
22 января в 19:00

«Может ли спектакль стать способом соединения традиции и новации? Пьеса, написанная более ста лет назад, совершенно неизведанна и, возможно, по-прежнему остается «новой драмой». Она про нас — людей, потерявших способность любить. может, мы не понимаем, что именно потеряли, ведь все мы бесконечно говорим про любовь, но любить как-то не очень у нас получается» (Виктор Рыжаков в интервью Afisha Daily)

Тот случай, когда современный, актуальный театр ищет опору в прошлом.  Еще во время учебы в Школе-студии ученики худрука ЦИМа Виктора Рыжакова, теперь театр «Июльансамбль», начали готовить спектакль «Три сестры». И вот на самой экспериментальной московской площадке появится русская классика .
Важнейшая задача – возрождение студийных мхатовских традиций и актерско-режиссерской преемственности. Впервые пьеса «Три сестры» появилась на сцене МХТ в 1901 году, затем Немирович-Данченко возродил спектакль в 1940 году. Проект Виктора Рыжакова – реплика спектакля Немировича, но уже в XXI веке. И играть спектакль будут выпускники той же школы – Школы-студии МХАТ. Это выпуск 2016 года, который фактически является девятой студией МХТ (1-я – студия Станиславского, 3-я – студия Вахтангова, «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, 8-я – студия Брусникина и т.д.).

По пьесе Антона Павловича ЧЕХОВА
Режиссер: Виктор РЫЖАКОВ
Художник: Николай СИМОНОВ
Костюмы: Анна ХРУСТАЛЕВА
Видеограф: Владимир ГУСЕВ
Художник по свету: Максим БИРЮКОВ
Саунд-дизайн: Ян КУЗЬМИЧЕВ

В ролях (театр ИЮЛЬАНСАМБЛЬ*): Степан АЗАРЯН, Роман ВАСИЛЬЕВ, Артём ДУБРА, Алексей ЕРМОШКИН, Алексей КАМАНИН, Сергей НОВОСАД, Ирина ОБРУЧКОВА, Рональд ПЕЛИН, Алевтина ТУКАН, Варвара ФЕОФАНОВА, Сергей ШАДРИН, Варвара ШМЫКОВА, Никита ЮСЬКОВ

*ИЮЛЬАНСАМБЛЬ
Самостоятельная театральная компания, выросшая из Мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХТ). Выпустившись летом 2016 года, команда решила не расставаться и создать собственный театр.

Название театра связано с тем, что именно с этого месяца студенты превратились в профессиональных артистов. Также «Июль» – принципиально важная для команды пьеса Ивана Вырыпаева, с текстами которого всю жизнь работает режиссер Виктор Рыжаков. Тексты, которые во многом сформировали театр Виктора Рыжакова.

Ведущие российские педагоги работали с артистами на протяжении четырёх лет учёбы – Андрей Юрганов, Дмитрий Бак, Видас Силюнас. Сергей Земцов, Михаил Лобанов.
Артисты ансамбля стажировались у европейских мастеров театра – у Жозефа Наджа, Петера Гемза, Аттилы Виднянского.
Алла Сигалова, Олег Глушков, Татьяна Пыхонина, Саша Денисова, Семен Александровский, Татьяна Гордеева, Андрей Родионов и Екатерина Троепольская – только часть списка ярких людей театра, которые работают с ансамблем.
«Крестным отцом» нового театра стал Константин Райкин, подписав выпускникам дипломы и дав серьёзную оценку команде!

В течение двух лет команда участвовала в акции «Молодой МХАТ России» и объездила страну – от Калининграда до Владивостока. Сразу после получения дипломов «Июльансамбль» провел впечатляющий тур по Сибири, сыграв спектакли в Иркутске, Хабаровске, Абакане, Красноярске, Омске.
Актеры театра «Июльансамбль»:  Степан Азарян, Роман Васильев, Артём Дубра, Алексей Ермошкин, Алексей Каманин, Сергей Новосад, Ирина Обручкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан, Варвара Феофанова, Джордан Фрай, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова, Никита Юськов.

 

Новые известия: «Режиссер Виктор Рыжаков не то что «снял» пресловутый хрестоматийный глянец, он, можно сказать, содрал его — напрочь, азартно, вызывающе, — заодно приблизив к нам Чехова на невозможно близкое расстояние.
Говорят, спектакль репетировали три года, и всё боялись выйти к публике: действительно, такого Чехова мало кто видел и, возможно, больше никогда не увидит. Ибо так осмелиться «препарировать» классика, не оглядываясь на авторитеты, как это сделал Рыжаков, — в своем роде художественный подвиг».

Afisha Daily: «Виктор Рыжаков известен не только как худрук Центра им. Мейерхольда и педагог Школы-студии МХАТ, но и как первооткрыватель текстов главного героя современной российской драматургии Ивана Вырыпаева. В частности, именно поэтому команда воспитанников Рыжакова носит название «Июльансамбль» — в честь вырыпаевского «Июля», одного из самых впечатляющих произведений «новой драмы». В этом контексте обращение Рыжакова к хрестоматийной пьесе Чехова — экстремальный поворот, от которого можно ждать чего угодно, кроме скуки».

Эксперт:  «Для персонажей пьесы Рыжаков создал максимально яркие сценические образы, которые ввинчиваются в зрительную память. Тексты актеры произносят как можно громче и резче, словно, произнесенные привычным образом, они могут проскользнуть мимо внимания зрителя либо вызвать у него стандартную реакцию, выработанную многолетней традицией интерпретации чеховских произведений. Спектакль высвобождает текст пьесы от многолетних культурных наслоений и предлагает зрителям интерпретировать его самим. Лишь бы они оказались в силах сделать это».

Экран и сцена: «Создатель легендарных «Трех сестер” во МХАТе В.И. Немирович-Данченко писал, что Чехова всегда надо ставить заново.  Нынешнее поколение «Июльансамбля» (9-й студии МХТ) себя не жалеет. Оно судит свое поколение жестко и беспристрастно. Похожим образом, про самих себя, играли бывшие студийцы мхатовской Школы Игорь Золотовицкий, Григорий Мануков и Сергей Земцов «Чинзано» Людмилы Петрушевской, спектакль Романа Козака. Преемственность здесь ощущается не в способе игры, а в этической оценке».

Сергей ХАЧАТУРОВ, арт-критик, историк искусств: «Это остроумие и смех сквозь рыдания о рассеянном человеке с улицы Бассейной, который так и остался недотепой. Это что ни роль, то бенефис!»

Дмитрий Лисин, критик: «В спектакле Виктора Рыжакова всё как в песне БГ— три сестры, три сестры, чёрно-бело-рыжей масти…разорвут тебя на части. <…> Удивил романтик Виктор Рыжаков, отрефлектировав столь неочевидную прозорливость и современность доктора Че».

Наталья Витвицкая, критик: «Очень умная и очень комедия. Про наше сегодня и вечный замкнутый круг». 

Localdramaqueen_digest, блог:  «За 3 (!) года репетиции ушла тягучесть, пришёл азарт, драйв, а текст сократился до основных реплик героев, в которых герои вполне хорошо себе считываются (в моем понимании это лучший ход данной постановки). Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение — саундтрек великолепен! Лаконичные врезки заполняют паузы и придают мизансценам осмысленность.
«Три сестры» у #июльансамбль — это трагикомедия, где несмотря на весь фарс, мне впервые так было жаль Ольгу».

Борис Войцеховский, Мослента: «Эти «Три сестры»– прочтение знаменитой пьесы не ее современниками, не Виктором Рыжаковым, а – кажется– молодым (около 25 лет) актерами его Мастерской. Отсюда, как говорится, и «ноги растут». Новые сестры, безусловно, сохранили чеховскую беззащитность, но, вместе с тем, отрастили острые зубы, набрались прагматизма и обзавелись смелостью, в самых ключевых моментах граничащей с безумием. Все это свойственно, скорее, сегодняшнему дню. Они – жертвы и охотницы одновременно, пытающиеся проложить себе путь в Москву едва ли не грудью (иногда – буквально), падающие в объятия, стремительно меняющиеся, обольщающиеся и обольщающие, но все так же все более разочаровывающиеся и в других, и в себе».

Posta-magazine: «Виктор Рыжаков с артистами поставил спектакль об этом вечном «бы» чеховских героев, о трагическом разрыве между желаемым и действительным. Пьесы Чехова не сходят со сцены более ста лет именно потому, что они — о нас сегодняшних, потому, что зритель в зале по-прежнему видит в этих персонажах себя и свое окружение. Но при этом возникает внутренний протест: может, это действительно только придуманная автором пьеса, может, и правда только театр? Условность декораций и подчеркнутая театральность грима позволяют ухватиться за эту спасительную мысль, которую подтверждает финальный титр на заднике, стилизованном под графику компьютерной игры: Game Over. Спектакль окончен. Скоро будет следующий. А в жизни будет — новый раунд. Новый поезд. Новое счастье».

Нина Агишева: «Фантасмагория, энергичный бурлеск на тему знаменитых, до оскомины знакомых событий и реплик. Придумано так много интересного, что иногда хочется замедлить темп и помолчать. Все гротескно, все подлежит осмеянию — и неудивительно, что неглавные герои (если они там вообще есть) легче поддаются приему, выглядят эффектнее (Соленый, Наташа). Одни и те же реплики повторяются многократно, и в результате из них удается извлечь и комический, и трагический смысл. К финалу горькие ноты доминируют, и будто испугавшись этого, постановщик превращает сестер в густонакрашенных лимитчиц, дает им по бутылке пива и усаживает перед телевизором слушать новости этой самой распрекрасной Москвы, куда все так стремились. Ну новости вы сами знаете какие. И думаешь: то ли сестры Прозоровы со товарищи действительно не успели вскочить в этот поезд, уносящийся в прекрасную даль, то ли они все-таки уехали на нем навсегда, а мы теперь бежим, запыхавшись, вдогонку, пытаемся поймать хоть слово, хоть взгляд, хоть кусочек платья, а ничего не выходит».

Галина Аксенова, педагог, театровед «Три сестры» — спектакль-манифест, и как у каждого манифеста одна из его задач – «смутить обывателя». Но это совсем не главное. Молодые актеры оглянулись из 2018 года на проблемы сестер и им стало «и больно, и смешно». После катастроф ХХ и начала ХХI веков, мучения сестер не вызывают сочувствия и хочется крикнуть: «Ну, купите уже билет и приезжайте в Москву, она – резиновая, для всех найдется место». Мне после спектакля вспомнилась фраза В.П. Аксенова: «общая недодоенность трех сестер», вот об этой «недодоенности» и идет речь».