TERRA NULLIUS. СОМНЕНИЯ

Перформанс

Перформеры: Андрей АНДРИАНОВ, Тарас БУРНАШЕВ Премьера.
1 час
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Terra nullius — латинское выражение, пришедшее из римского права, переводится как «ничья земля».

Terra nullius —  проект хореографов, перформеров Андрея Андрианова и Тараса Бурнашева. В основе его лежит  идея пара-театрального исследования границ игры, сценического действия.

«Терра Нуллиус» — это некое воображаемое место, как если бы  где-то на карте огромной территории современного театра, нашлось маленькое белое пятно, «ничья  земля», на которой еще не определены смыслы, нет принадлежности к жанру, стилю, не установлены  темы коммуникации, не известен язык. Что будет делать перформер, попав в такое место?  Перформер обнаруживает себя в утопической ситуации первого поселенца, лишенного всякого имущества и припасов, после долгого пути, наконец, нашедшего «ничью землю», и столкнувшегося с тем, что здесь нет ничего, здесь — пустота, и все начинается только с него самого, в том состоянии, в котором он оказался в данный момент его жизни.

Проект имеет две фазы: скрытую и открытую. Скрытая Фаза продолжается постоянно, незаметно и естественно, она неотделима от повседневной жизни участников проекта, от их общения, и не связана с конкретным местом. Напротив, Открытая Фаза «Терра Нуллиус» имеет конкретное место и время, и предполагает присутствие зрителей (свидетелей). Состав и количество участников Открытой Фазы может меняться.

Попадая в ситуацию Открытой Фазы, перформер, актер, танцор, человек, кто бы он ни был, немедленно сталкивается с неким «вызовом места», со своими собственными реакциями, с различием и сходством жизни в Скрытой и Открытой фазах, все это естественно вынуждает его обнаруживать и осмысливать границы между частной жизнью и публичным сценическим пространством. Обязательств и правил нет, никто не ставит перед ним никаких задач. Но, так или иначе, здесь неизбежно происходит выбор между рефлексией и отказом от нее, между действием и пассивным созерцанием. Желанием выжить, состоятся, и возможностью предоставить все случаю.

Поход на «Терра Нуллиус»  предполагает добровольный отказ от ожиданий, амбиций, сценариев, технологий, навыков, которые участникам хотелось бы продемонстрировать на публике, чтобы как-то обезопасить себя.

Можно было бы также провести аналогии с такими феноменами как литература потока сознания или «автоматическое письмо» сюрреалистов. Можно просто смотреть на участников, как на рыбок в аквариуме. Можно видеть здесь некий вариант «Комнаты», на пороге которой проходит финальный разговор героев фильма А. Тарковского «Сталкер». Но с другой стороны, лучше не предлагать заранее никаких аналогий и попробовать все начать с чистого листа.

Наблюдение участниками себя, своих мыслей, реакций, чувствований, которые индуцирует в них сама ситуация пребывания на «Терра Нуллиус», с одной стороны, и, «подсматривание» зрителей за реакциями участников и своими собственными реакциями, с другой, —  это и есть код «Терра Нуллиус».  Теоретически, что бы здесь не происходило, это не может быть «неправильным» по определению, здесь нет возможности ошибиться, поскольку человек здесь равен самому себе, представляет то, что он есть, и ничего больше. Нет ничего, что вывело бы его за рамки «перформанса», так как такой рамки нет, она может существовать только в субъективном восприятии участников происходящего. Здесь мы имеем дело с «минимальным» или даже «нулевым» сдвигом в сторону театра и  игровой ситуации.

Перформеры: Тарас БУРНАШЕВ, Андрей АНДРИАНОВ, Катя КАЛЮЖНАЯ (10 мая)

Dozado dance magazine:  ««Почему мы не хотим сталкиваться с недоброжелательным отношением к нашей личности или мнению, почему мы хотим, чтобы нас непременно любили?». Готовы ли мы упустить возможность совершить, как нам кажется, что-то великое, отказаться от осуществления своей мечты, оставаясь в таких приятных, но обманчивых объятиях наших собственных иллюзий? Создатели перфоманса не дают нам ответов, но дают возможность поработать совместно над их поиском».