ТЕЛО АВАНГАРДА

режиссер: Дмитрий МЕЛКИН / Студия LOW TECH Премьера.
1 час
12+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Афиша: «Хореограф и режиссер Дмитрий Мелкин (Liquid Theatre) создал для ЦИМа нечто вроде научной работы в форме спектакля. Тема — русский авангард. Режиссера интересует в первую очередь все, что связано с телом и театром: «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, биомеханика Мейерхольда, этюды по методу Жака Лекока, а также прицел авангардистов на циркизацию и кинефикацию. Получившийся опыт команда создателей называет просто: «примитивный биомеханический цирк».

 

Режиссер Дмитрий ФИЛИППОВ (МЕЛКИН)
Постановка: студия LOW TECH
Сценография: Павел СЕМЧЕНКО
Художник по костюмам Алексей ЛОБАНОВ
Саунд-дизайн / композитор Дмитрий ПАВЛЮКОВ
Видеохудожник Кирилл ПЛЕШКЕВИЧ
Художник по свету Олег ТОЛКУНОВ
Движение/хореография: Анастасия СМИРНИЦКАЯ
Консультант по биомеханике Алексей ЛЕВИНСКИЙ
Продюсер Анна КУЧЕРОВА
Свет: Арсен САФАРОВ
Видео: Дмитрий СОБОЛЕВ
Звук: Сергей ВОЛКОВ

Исполняют:
Дарья ДЕМИДОВА
Лина ЛАНГНЕР
Александра ПОЛЬДИ
Дмитрий МЯГКИЙ
Павел ЧАМОВ
Егор ЧУРАКОВ

Особая благодарность: Борис Константинов, Евгений Ибрагимов, Вадим Щербаков, Наталия Маевна Зайцева (Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина), Максим Хельмут, Геннадий Иванович Тотухов, Татьяна и Евгений Ипполитовы, Татьяна Овсянникова, Елена Гремина, Теодор Тэжик, Российский государственный архив кинофотодокументов.

The Vanderlust: «Тело авангарда» представляет собой довольно эффектное, эмоционально напряженное действо, созданное не ради трюков в чистом виде, а ради осмысления социально-исторического контекста, в котором какое-то время пыталась развиваться наша культура, в том числе и театральная».

Нина Кудякова для dozado.ru: «В спектакле есть вся атрибутика авангарда – черный и красный цвет в костюмах шести актеров – намек на «Квадратов» Малевича и революцию, «кино-глаз» на квадратном заднике в углу сцены: бытовые сцены и кадры из фильмов Эйзенштейна, «Крестьяне» Малевича и пофазовая фотосъемка движения человека, «танец машин» и марши на Красной площади. <…> На видео показывают? как акробатка выполняет трюки на канате, и тут же на сцене появляется будто сошедшая с экрана девушка, которая поднимается на канате под потолок, раскачивается и вращает свое тело без всякой страховки. На пилоне молодой человек выполняет «аттракционы» , от которых перехватывает дыхание. Появляется на сцене и Мейерхольд, но в виде расчлененной ростовой куклы и говорящий синтетическим голосом отрывки из своих статей, посвященных  театральному актеру: он разделял идею «сверхмарионетки» британского режиссера Крэга – т.е. актер как ожившая кукла, телом которого можно управлять как пожелаешь. Слово «кукла» было тесно связано с Мейерхольдом (в газетах публиковали шаржи, где режиссера изображали в виде куклы или с куклой на руках), однако ни одного кукольного спектакля он не поставил. Потому что актер  стал для него живой куклой».

Ирина Сироткина для Театр.:  «…все продемонстрированные в спектакле акробатические трюки требуют как острейшего ощущения пространства и времени, так и виртуозного умения распределять в пространстве и времени свои усилия, свое тело. Иначе говоря, в них проявляется высочайше развитый кинестетический интеллект. А стильная — сумрачная, угрожающая — атмосфера спектакля добавляет к кинестетической «беспредметности» оценочную образность. Зритель сразу понимает, как именно относится к «тотальному телу авангарда» режиссер спектакля и его артисты-единомышленники».

Дмитрий Лисин: «главным для меня оказался резонанс смысловой, мысле-послевкусие, ведь рифмы палач-жертва, биомеханика-переживание, тело-сознание, цирк-кукла, биополитика-сверхмарионетка внушают опасные мысли. Супрема против болота (такая выставка была у Паши Пепперштейна). супрематизм как абстрактная мысль по сравнению с кровью, носителем жизни. Супрема подобна пуле в висок, это кайф гаджетов, на самом деле, гипноз пикселей и двоичного кода. Что, если бы не было биомеханики, не было бы и физкульт-парадов, а Мейерхольд дожил бы до…киборгизации населения. Здесь связь, конечно, обратная. Много печали в мысли о том, что Эйзен провозгласил магию кино и смерть театра переживаний, а студентов всё учат и учат переживанию»

No Fixed Points: «Авангард в начале века был направлен на разрушение традиционной образности, традиционного психологизма «буржуазного» театра. Новые режиссеры хотели освободить зрителя и актера из тюрьмы воображаемого. Однако в своем исследовании Дмитрий Филиппов пришел к выводу, что авангардисты просто предложили свою образность, причем абсолютно тотальную, похожую на новую клетку — и именно ее исследует и деконструирует спектакль».

Дмитрий Мелкин в интервью Colta: «Пока мы строили спектакль, каждый артист жертвовал личным комфортом и проясненностью того, что с ним происходит: воссоздавая эстетику авангарда, мы поняли, что она предлагает и подразумевает определенную тотальность».