СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ «СЕРГЕЙ КАЛМЫКОВ»

Центр универсальных искусств ORTA (Алматы, Казахстан) в рамках фестиваля «Новая драма»

Рустем БЕГЕНОВ
1 час 50 минут
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Хедлайнер фестиваля «Новая драма» и самый зрелищный спектакль программы. Режиссер Рустем Бегенов — ученик Бориса Юхананова, прошедший школу лидеров европейского  постдраматического театра (ассистент Хайнера Геббельса и Ромео Кастеллуччи) вместе с американским композитором Томми Симпсоном и единственной актрисой проекта — Александрой Морозовой — создали масштабную инсталляцию, внутри которой действуют свет, предметы и даже живые рыбы.  Футуристический и завораживающий спектакль, в основе которого текст, созданный по принципу создания шедевра, придуманному художником-авангардистом Сергеем Калмыковым.

Сергей Калмыков – ученик Петрова-Водкина, позировавший ему для знаменитой картины «Купание красного коня». Калмыков учился на живописца в Петербурге, но основную часть жизни прожил в Алма-Ате, где работал художником в оперном театре, и где умер в нищете и безумии, оставив после себя множество дневников, записей и романов. Все знавшие его лично рассказывают о нем как о неординарном человеке, жившем одиноко, носившем яркую одежду, чтобы «быть заметным из космоса» и называвшем себя гением. Говорят, он ходил между мирами. Был ли ему при жизни поставлен диагноз? Неизвестно. Был ли он гением? Неизвестно тем более.

Личность Сергея Калмыкова привлекла алма-атинскую театральную группу ORTA. Однако ни у режиссера Рустема Бегенова, ни у приглашенного из Москвы драматурга Екатерины Бондаренко не было желания рассказывать биографию Калмыкова. Привлекало другое — тема гениальности, но гениальности непризнанной, такой, которой, может, и не было, если рассуждать с сегодняшних искусствоведческих позиций. Но возникло это слово, которое так часто встречается в его дневниках в алма-атинском архиве, в котором команда спектакля собирала материал. А потом и другое слово — шедевр. Калмыков написал детальную инструкцию по созданию шедевра. И именно это стало основой для написанной впоследствии пьесы. Еще одним источником материала стали разговоры драматурга с актрисой Александрой Морозовой, единственной участницей спектакля. Не до конца понятным, скорее интуитивным методом вовлечения актрисы в материал стало ее биполярное расстройство.

Драматург Екатерина Бондаренко часто работает с документальным материалом. Наиболее известные ее спектакли вышли в Театре.doc: «Час восемнадцать», «Двое в твоем доме» — где она соавтор. Также Бондаренко — одна из самых востребованных танцдраматургов («История солдата»,  «Неврастения», «Пятна леопарда», «Остановка зимним вечером у леса»)

Сценографию, логику предметного мира «шизоэпоса» на протяжении года создавал художник Александр Баканов. Посреди придуманных им шагающих холодильников и роботизированных частей тела нелегко заметить человека, который, кажется, вписан в этот технологический пейзаж. И тем важнее его заметить. Как, возможно, важно заметить сегодня и след, оставленный Сергеем Калмыковым, художником, искавшем себя «в природе, математических сцеплениях точек, линий и туманностей».

Рустем Бегенов – режиссер, продюсер, ученик Бориса Юхананова, основатель Центра универсальных искусств ORTA (Алматы, Казахстан), создатель проекта «Поп-механический спектакль «Медея.Материал» – участника офф-программы фестваля NET-2016, номинанта на Гран-при премии имени Сергея Курехина.

Центр универсальных искусств ORTA рассматривает театр как универсальное искусство исследования и проектирования реальности. Создатели центра – режиссер Рустем Бегенов  и актриса Александра Морозова.

Внимание! Просмотр спектакля противопоказан людям с кардиостимуляторами и эпилепсией. В спектакле используется катушка Теслы, которая вырабатывает электромагнитные волны, и мигающий свет.

Вся программа фестиваля «Новая драма 2018».

Режиссер: Рустем БЕГЕНОВ
Драматург: Екатерина БОНДАРЕНКО
Сценография, свет, костюмы: Александр ДЖУМЕЛЯ
Композитор: Томми СИМПСОН
Исполняет: Александра МОРОЗОВА
Фото, видео: Дарья ДЖУМЕЛЯ

The Village: «Рассуждая о различиях между современным отношением к психиатрическим проблемам и взглядами полувековой давности, Бегенов рассказывает свою личную историю — правильное лечение обнаруженного около года назад у жены биполярного расстройства позволило быстро справиться с проблемами, ставшими за десять лет совместной жизни без терапии привычными. Именно эта ситуация стала персональной точкой входа в биографию Калмыкова — и спектакль наконец собрался.»