САША, ВЫНЕСИ МУСОР

Режиссер: Виктор РЫЖАКОВ
1 час 10 минут
14+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Если всерьез написать о готовности мужчин идти на войну, то получается комедия. По крайней мере у киевского драматурга Натальи Ворожбит и режиссера Виктора Рыжакова получился смешной спектакль о грустном: две женщины, однажды уже похоронившие своего мужа и отчима, уговаривают его проигнорировать шестую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Разговоры с призраком полны бытовых деталей. Вполне конкретная ситуация на Украине превращается в универсальный военный конфликт, заставляющий размышлять о природе войны и мира.  Запахи украинской кухни приглашают зрителей присоединиться к поминальному столу.

Спектакль — трижды номинант премии «Золотая маска 2017» (спектакль малой формы, работа драматурга, работа режиссера).

Режиссер Виктор Рыжаков известен тонкой и вдумчивой работой с текстом («Прокляты и убиты» по Виктору Астафьеву в МХТ им. А. П. Чехова, «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в «Практике»).

Наталья Ворожбит – один из самых талантливых украинских авторов. Постановки ее пьес идут в России и за рубежом, крупные театры (Королевский шекспировский театр Великобритании и Национальный театр Украины им. И.Франка) заказывают Наталье Ворожбит оригинальные пьесы.

Светлана Иванова-Сергеева, актриса: «Этот текст прекрасен тем, что он как будто отменяет табуирование смерти. Мы привыкли, что смерть связана со скорбью, с грустью, с болью, но можно подойти и взглянуть на нее иначе — там где смерть там жизнь, там где жизнь там смерть, это рядом стоящие вещи».

Ведомости: «Саша, вынеси мусор», может быть, единственный спектакль, где зритель не решится сесть в первый ряд без одобрительного кивка актрисы: ведь у нее, как ни крути, тоже есть личное пространство. Лучшие места здесь – это те, где можно встать и достать рукой до плоской, облицованной под кирпич декорации. Смотреть придется снизу вверх, зато вам не дадут расслабиться, все равно что в электричке в час пик: опыт «экстремального театра», с буржуазным развлечением не имеющий ничего общего, – неплохое дополнение к разговору о войне».

Телеканал МИР 24: «Зрители словно попадают к кому-то в гости. Их встречает накрытый стол, на нем селедка, картошка, сало, пирожки — все как положено, типичные украинские угощения. Самой сцены в помещении не разглядеть, и это неудивительно, ведь ее нет. Вместо сцены с декорациями лишь бетонная стена, на которой магически начинают появляться очертания ванны. Здесь герои и будут лить слезы, петь песни, играть на скрипке и шутить…».

Алена Карась, Colta.ru: «Трудно сказать, что запускает работу фантазии, взрывает воображение, запускает механизм боли. О маленьком спектакле Виктора Рыжакова по пьесе киевского драматурга Натальи Ворожбит написать почти невозможно. Он длится пятьдесят минут, в нем участвуют две актрисы и один актер, в нем считай что нет декораций — лишь глухая кирпичная стена и короткие сегменты кинопроекций художника Ольги Никитиной. Ближе к финалу звучит песня группы Scorpions «Ветер перемен», спетая на Потсдамер-плац через год после падения Берлинской стены. Всполохи салюта, а может быть, взрывы бомб проекциями на кирпичной плоской стене — на этом спектакль заканчивается. Пятьдесят минут в ЦИМе — щель, провал времен, травма длиною в четверть века, от разрушения одной стены до возведения новых — тех, что разделяют сегодня некогда нераздельный мир».

Анна Степанова, театровед, педагог ГИТИСа: «Наверное, театр и должен быть таким — собирать в себе одновременно совесть, боль, стыд и восхищение, и наслаждение. Убийственно простая и мудрая пьеса Наташи Ворожбит. Сочетание несочетаемого в отваге и изысканности режиссерского рисунка Виктора Рыжакова. Прекрасные работы Светланы Ивановой-Сергеевой и Александра Усердина, Инна Сухорецкая просто восхитительна. И Оля Никитина с ее сценографическими прорывами. Этот стол поминальный, запахи пережаренной еды, наполняющие спектакль, эта стена между жизнью и смертью, миром и войной, горем и счастьем. Этот крутящийся вокруг нас голос мертвеца, отзвуки солдатской муштры небесной сотни… Спасибо всем, кто сделал этот спектакль. Он стоит у меня перед глазами».

Дмитрий Лисин, театральный обозреватель: «Наталья Ворожбит о киевском отчиме-офицере пьесу. Виктор Рыжаков — постановку «Саша, вынеси мусор» о женском взгляде на войну киевлян с москалями. Сегодня премьера будет. Тишайшая камерная вещь на троих у стены. Вплотную к стене, как на кладбище вдоль колумбария. Нет его, отца и мужа, нет ничего, пустыня женских сердец. Но в пустоте только и живёт надежда, поэтому в финале вместо донецких взрывов— канонада салюта! Под рефрен — к бою товсь! отставить!
Всё как в жизни — и не туда, и не сюда, в том смысле что и ни войны нормальной, и не мёртвые на том свете. Мёртвые от болезни, не от пули, офицеры — все здесь, с жёнами. Но хотят мёртвые туда, на войну, чтобы оправдаться, так сказать. Милая бытовая неопределённость фемин — то ли ждать отца-мужа с того света, то ли рожать, то ли покупать отопительный котёл на страшную, в ожиданиях войны, зиму 14-го года. Инна Сухорецкая, как всегда, прекрасна, она чистый камертон для Усердина и Ивановой-Сергеевой. Маноцков странную, манящую песню ей написал. Но Скорпионс правит любым бытом, даже загробным, потому что под Скорпионс они знакомятся в кабаках и зачинают детей, пока пьяные.Трезвые, и не в быту, мы слушаем мадригалы Маноцкова. Бонус — нам, зрителям, достались поминальные пирожки».

Виктор Рыжаков в беседе с Еленой Ковальской для colta.ru: «Эта пьеса больше моего знания. Моего понимания происходящего в мире безумия и уж тем более этой разрушительной политической игры. Моих представлений о человеке. В этой простой, казалось бы, истории что-то большее, чем просто сюжет для театральной пьесы. Там все же больше о какой-то внутренней человеческой силе, способной изменить мир».

Интервью Наталья Ворожбит для teatrall.ru: «Жизнь переигрывает сцену, и даже как-то совестно заниматься театром… Все понимают свою ничтожность, на фоне происходящего, все мечутся с диктофонами — по госпиталям, на фронте. У меня сейчас такое количество интервью — не знаю, что я буду делать со всем этим материалом. Такое страшное, драматичное время. Наверное, потом все это как-то уляжется, будет много написано, снято, но сейчас мы просто переживаем».

Петербургский театральный журнал: «Пьеса Натальи Ворожбит, прочитанная Виктором Рыжаковым на off-программе Володинского фестиваля в прошлом году (автор закончила ее за несколько дней до программы «Первая читка»), — пьеса антивоенная. Она до такой степени антивоенная и до такой степени про то, что нельзя позволить войне победить жизнь, — что так и просит поставить себя яростно, «из печки», тем более — героини Катя и Оксана пекут в ней пирожки».

Арт-журнал ОКОЛО: «Спектакль режиссера Виктора Рыжакова сосредоточен и собран, как сжатая пружина. Его начало тонет в некоторой монотонности разговоров, повторяющихся в них тем, но не теряет внимательного напряжения. Оно рождается сразу же, при входе, у накрытого к поминкам стола, когда еще ничего не ясно, но уже хочется получить ответ.»