РОДИНА

Спектакль-лауреат премии «Золотая Маска-2019» — спецприз жюри

Режиссер: Андрей СТАДНИКОВ
3 часа 40 минут
16+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Спектакль создан при поддержке Фонда Михаила Прохорова 

Спектакль-лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска-2018»: специальный приз жюри драматического театра за «Эксперимент, ставший открытием»

В декаре 2016 года заявка победила в конкурсе «Резиденция Blackbox». Премьера спектакля состоялась 11 и 12 ноября 2017 года.

Команда бескомпромиссных художников создала один из самых масштабных проектов ЦИМа: 57 светловолосых исполнительниц, пирамида из зрительских кресел на сцене и столетний период истории России.

Проект создан группой современных художников и независимой продюсерской командой. Автор идеи Андрей Стадников — драматург и режиссер, в резюме которого экспериментальные проекты Мастерской Брусникина, в театре «Практика», Театре им. А.С. Пушкина, Театре на Таганке, педагогическая деятельность в Школе-студии МХАТ. Это второй совместный проект Стадникова и продюсеров Дарьи Вернер и Евгении Петровской (первым был спектакль «СЛОН» Мастерской Дмитрия Брусникина, вошедший в офф-программу фестиваля «Золотая Маска-2016»). После спектакля «Родина» куратор фестиваля современного искусства  steirischerherbst  в австрийском городе Грац Екатерина Деготь пригласила команду спектакля и ЦИМ сделать перформанс-копродукцию на фестивале-2019. 11 и 12 октября в Австрии состоялась премьера перформанса  CHOW DOWN! (ЖРИ!): авторы Андрей Стадников, Шифра Каждан, Дмитрий Власик, Ваня Боуден; продюсеры — Дарья Вернер, Евгения Петровская.

  • В первом отделении испол­няется музыкальная пьеса Дмитрия Власика для 48 человек. Каждая из участниц является не только исполни­телем собственной партии, но также имеет возможность фундаментально повлиять на структуру и временную фор­ му всей композиции.
  • Костюмы актрис имеют знаки отличия, созданные из фрагментов личных и семейных вещей каждой из исполнительниц.
  • Костюмы перформеров составлены из одежды других людей, специально собранной для спектакля. Перед премьерой был объ­явлен сбор черной одежды: каждый желающий мог при­ нести свои вещи. По ссылке смотрите фотопроект Натальи Базовой, иллюстрирующий идею художника по костюмам Ваня Боуден): коллекция «с чужого плеча». На фото — участницы первого блока спектаклей: http://bit.ly/2WdZMbq
  • В декорациях спектакля использованы личные высказывания всех участников проекта.
  • Шрифт «Rodina»© создан Шифрой Каждан и Владимиром Павликовым специально для спектакля.

I ОТДЕЛЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ (В ПОРЯДКЕ ПОЯВЛЕНИЯ)
Стенограмма заседания Российского футбольного союза 2014 года – публи­кация в издании «Новая Газета» от 11 августа 2014 года «Президента оставляем на бруствере… (Как присо­единяли к России футбол полуострова Крым)»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
(должности указаны на момент публикации)
Николай ТОЛСТЫХ, президент Российского Футбольного Союза – Аскар НИГАМЕДЗЯНОВ

Евгений ГИНЕР, президент и совладелец футбольного клуба ЦСКА – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Сергей СТЕПАШИН, экс­председатель счетной палаты РФ – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «РЖД»– Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Ольга СМОРОДСКАЯ, президент футбольного клуба «Локомотив» – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Александр ДЮКОВ, глава правления ОАО «Газпромнефть» и президент футбольного клуба «Зенит» – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Вячеслав КОЛОСКОВ, почетный президент РФС – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Сергей ПРЯДКИН, президент Российской футбольной премьер­лиги – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

Сергей ГАЛИЦКИЙ, владелец сети магазинов «Магнит» и футбольного клуба «Краснодар» – Анастасия ПРОНИНА, Эва МИЛЬГРАМ, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Нина ГУСЕВА, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Марина ВАСИЛЬЕВА, Яна ЕНЖАЕВА,  Алиса КРЕТОВА

А ТАКЖЕ:

  • телефонный разговор бывшего мэра города Бердска Ильи Потапова и бизнесмена Виктора Голубева (материалы Следственного отдела города Бердска, расшифровка аудиозаписи);
  • фрагмент повести А.С.Пушкина «История Пугачева», воспоминания и дневники (запись от 6 октября 1834 года);
  • фрагменты романа Э.Л. Войнич «Овод»;
  • фрагмент сценария кинофильма «Матрица» (реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 1999);
  • музыкальная пьеса для 48 человек;
  • «Интернационал», официальный гимн СССР 1922–1944 гг. (музыка Пьер Дегейтер, слова Эжен Потье, перевод Аркадия Коца).

II ОТДЕЛЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ (В ПОРЯДКЕ ПОЯВЛЕНИЯ):

  • стенограммы заседаний Политбюро ЦК ВКП(б), пленумов ЦК и ЦКК, съездов ВКП (б);
  • фрагменты автобиографии Льва Троцкого «Моя жизнь»;
  • сцены из пьесы Фолькера Брауна «Смерть Ленина» в переводе Виталия Зметного;«И вновь продолжается бой», музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова;
  • «Красный смех» группа «Гражданская оборона», музыка и слова Романа Неумоева.

ИСПОЛНИТЕЛИ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (В ПОРЯДКЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ)
Алиса ДМИТРИЕВА
Карл Бернгардович РАДЕК (псевдоним Radek в честь популярного персонажа австрийской юмористической печати, имя при рождении Карл Собельсон) – журналист, член РСДРП с 1903 г., деятель международного коммунисти­ ческого движения. В 1927 г. исключен из партии как участник троцкистской оппозиции. В 1937 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1939 г. убит в тюрьме.

Аскар НИГАМЕДЗЯНОВ
Лев Давидович ТРОЦКИЙ (имя при рождении Лейба Давидович Бронштейн, псевдонимы Перо, Антид Ото, Лев Седов и др.). В партии с 1917 г., журналист, литератор, один из организаторов Октябрьской ре­ волюции, создатель Красной Армии. В 1929 г. выслан за пределы СССР. В 1940 г. в Мексике убит агентом НКВД.

Алиса КРЕТОВА
Николай Иванович БУХАРИН. В партии с 1906 г., один из руководителей пар­тии, теоретик марксизма, экономист, автор «Азбуки коммунизма», разра­ботал теорию «социализма в одной стране», с 1918 по 1929 гг. редактор«Правды». В 1929 г. исключен из По­литбюро. Арестован в 1937 г., расстре­лян в 1938 г.

Нина ГУСЕВА
Григорий Евсеевич  ЗИНОВЬЕВ (имя при рождении – Евсей ­Гершон Ааронович Радомысльский).
Из состоятельной семьи, в революци­онном движении с 1901 г., большевик с 1903 г. В 1917 г. выступал против Октябрьского переворота. С 1917 по 1926 гг. – председатель Петроградско­ го совета рабочих и солдатских депу­татов. Трижды исключался из ВКП(б) (1927, 1932, 1934) и дважды восста­навливался в ней. Расстрелян в 1936 г.

Анастасия ПРОНИНА
Вячеслав Михайлович МОЛОТОВ (настоящая фамилия Скрябин).
Из семьи мещан Вятской губернии, в 1906 г. вступил в РСДРП, в 1921–1930 гг. секретарь ЦК ВКП(б), один из организаторов сталинских репрес­сий, герой Социалистического труда (1943 г.), в 1939–1949 и 1953–1956 гг.министр иностранных дел СССР. Умер в 1986 г.

Мария ПОГРЕБНИЧКО
Михаил Павлович ТОМСКИЙ (насто­ящая фамилия Ефремов). С 13 лет работал на различных предприятиях Петербурга, с 1904 г. в революцион­ном движении, участник революции 1905 г. Большевик. В 1917 г. избирает­ ся главой Профсоюзов (ВЦСПС). Смещен с поста в 1929 г. В 1936 г. после заявления о начатом в отноше­нии него расследовании застрелился у себя на даче.

Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ
Феликс Эдмундович ДЗЕРЖИНСКИЙ (прозвище Железный Феликс, под­ польные псевдонимы Яцек, Якуб, Переплетчик, Астроном). В юности организовал Социал­демократиче­ скую партию Польши и Литвы, которая в 1903 г. примкнула к РСДРП, с 1917 г. председатель ВЧК, с 1922 г. – ГПУ и нарком внутренних дел, с 1924 г. председатель ВСНХ СССР. Умер 20 июля 1926 года от сердечного приступа.

Эва МИЛЬГРАМ
Серго (Григорий Константинович) ОРДЖОНИКИДЗЕ. Грузинский дво­рянин. В партии с 1903 г., активный участник Октябрьской революции, в 1926 – 1930 гг. председатель ЦКК ВКП(б) (Центральной Контрольной комиссии, контрольного органа пар­тии), в 1932 – 1937 гг. первый нарком тяжелой промышленности СССР. Умер в 1937 г. По официальной версии от сердечного приступа, по неофициаль­ной – застрелился.

Яна ЕНЖАЕВА
Адольф Абрамович ИОФФЕ. Из семьи купца­миллионера. В революци­онном движении с 1903 г., в 1908 г. познакомился с Троцким, вместе с ним в Вене издавал газету «Правда», после Октябрьской революции ра­ботал в Наркомате иностранных дел, председатель советской делегации на переговорах о мире с Германией в Брест­Литовске. С 1922 г. чрезвычай­ный посол в Китае и Японии. В 1923 г. в Японии заболел, в связи с болезнью был отправлен в Австрию, профессор МГУ. В 1927 г. покончил с собой (застрелился).

Марина ВАСИЛЬЕВА
Вячеслав Рудольфович МЕНЖИНСКИЙ. Из польской дворянской семьи. Лите­ратор, писал стихи и прозу (рассказы «Иисус», «Из книги Варавва»). Член партии с 1902 г., один из руководите­ лей советских органов государствен­ ной безопасности, преемник Феликса Дзержинского на посту главы ОГПУ, один из организаторов сталинских репрессий.

Сергей КУПЧИЧЕВ и Максим СОЛОПОВ Иосиф Виссарионович СТАЛИН (настоящая фамилия Джугашвили).
В партии с 1903 г., в 1906 –1907 гг. руководил проведением экспропри­аций в Закавказье, с 1917 по 1922 гг. нарком по делам национальностей, одновременно нарком государствен­ного контроля, с 1918 г. член Реввоен­ совета. С 1922 по 1953 гг. генеральный секретарь ЦК ВКП(б) (ушел с поста в связи со смертью).

 

Спектакль: Андрея СТАДНИКОВА
Художник:  Шифра КАЖДАН
Композитор: Дмитрий ВЛАСИК
Художник по костюмам: Ваня БОУДЕН
Художник по свету:  Антон АСТАХОВ
Бутафор: Аполлинария КИРЮХИНА
Декораторы: Ксения ОЛЕЙНИК, Анна ЧЕРНИХОВА
Прически: Полина СОБОЛЕВА, Ирина ГРАФ, Ксения БАНЩИКОВА
Продюсеры: Дарья ВЕРНЕР, Евгения ПЕТРОВСКАЯ

Фотографы:  Екатерина КРАЕВА, Глеб КУЗНЕЦОВ, Маргарита ДЕНИСОВА

В ролях: Марина ВАСИЛЬЕВА, Анастасия ВЕЛИКОРОДНАЯ, Алиса ДМИТРИЕВА, Нина ГУСЕВА, Яна ЕНЖАЕВА, Алиса КРЕТОВА, Сергей КУПЧИЧЕВ, Эва МИЛЬГРАМ, Аскар НИГАМЕДЗЯНОВ, Мария ПОГРЕБНИЧКО, Анастасия ПРОНИНА, Максим СОЛОПОВ

Перформеры: Олеся АБРАМОВА, Ирина АВАКЯН, Алёна АНИКИНА, Анна АНИЧКОВА, Анастасия БАБАЕВА, Дарья БЕГЛОВА, Кристина БЕРЕЖНОВА, Марина БЕРМЕНЬЕВА, Василиса БЕРНАСКОНИ, Эдита БЛЕЙХ, Евдокия БОЖЕВОЛЬНОВА, Анастасия БУЛЫГИНА, Екатерина ВАСИЛЬЕВА,Полина ВАХИТОВА, Александра ВЕШНИВЕТСКАЯ, Анна ВИНОКУРОВА, Ася ВЛАСИК, Мария ГАВРИЛОВА, Наташа ГАВРИЛОВА, Светлана ГАВРИЛОВИЧ, Алена ГАНЖУК, Анастасия ГЛУШКОВ, Елена ГОРЛАТОВА, Александра ГУЛЬГИНА, Маруся ГУЛЯЕВА, Мария ДАНИЛИНА, Марина ДИКАРЕВА, Анна ДОРОШИНА, Алиса ДМИТРИЕВА, Людмила ДЬЯЧКОВА, Анастасия ЖЕЛЕЗНОВА, Люба ЖУРКОВА, Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, Наталья ЗАЙЦЕВА, Надин ЗЕНКЕВИЧ, Александра ЗЯЗИНА, Алиса ИВАНОВА, Мария ИВАНОВА, Валерия ИСАЕНКО, Вероника КАНДАУРОВА, Катя КАНКЕ-ЗАИКАНОВА, Ирина КАРПУШЕВА, Мария КАПИЦА, Елена КАТЫКИНА, Ася КИСЕЛЕВА, Валерия КИШМЕРЕШКИНА, Екатерина КЛЕПИКОВА, Софья КЛЮЧНИКОВА, Валентина КОБАПолина КОЛМАКОВА, Яна КОНДРАТЕНКО, Катя КОНОВАЛОВА, Анастасия КОРАБЕЛЬНИКОВА, Наталия КОРОЛЁВА, Юля КОРОТКОВА, Александра КУЗНЕЦОВА, Анастасия ЛАГРАНЖ, Оксана ЛАЗАРЕНКО, Ирина ЛОБАНОВСКАЯ, Дарья ЛЮБИВАЯ, Анна МАКАРОВА, Ева МАКСИМЕНКО, Ника МАНСКАЯ, Светлана МАРТЫНОВА, Кристина МАТВИЕНКО, Мария МЕЛИК-ПАСАДАНОВА, Катрина МЕНЬШИКОВА, Екатерина МИХЕЕВА, Анастасия МУРЛЕЕВА, Леся НЕКРАСОВА, Наталья НЕНАЧЕВА, Екатерина НЕСТЕРОВА, Вероника НИКУЛЬШИНА, Ирина НОВИЧКОВА, Алиса ОНОЙКО, Мария ПАЦЮК, Полина ПЕСТРЯКОВА, Маргарита ПЕТЕРСОН, Александра ПОВЕТКИНА, Наталия ПОДЛЫЖНЯК, Евгения ПОПЛАВСКАЯ, Таисия ПРЕСНЯКОВА, Анна ПРОНИНА, Полина ПУГАЧЕВА, Ольга РЕДЬКО, Валерия РОЩИНА, Ксения РОЩИНА, Елизавета РУКАВИШНИКОВА, Ирина САВИНА, Юлианна САРДАР, Алиса САФИНА, Дарья СЕНИНА, Ламара СМИРНОВА, Евгения СОБОЛЕВА, Ольга СТАРОСТИНА, Любовь СТЕПАНОВА, Оля СТРЕЛКОВА, Катя СТРЕЛЬНИКОВА, Таня СТРУЖЕНКОВА, Саша СУРКОВА, Ольга ТАРАКАНОВА, Юлия ТАРАНОВА, Наташа ТИНЯКОВА, Анна ТИТОВА, Наталья УШАКОВА, Ангелина ФИЛАТОВА, Констанция ФОЛКНЕР, Эля ХАСАНОВА, Наталья ЦВЕТКОВА, Анна ЦЕДИК, Ульяна ЧЖАН, Ирина ЧЕБОТАРЬ, Елена ЧЕРНЯВСКАЯ, Мария ЧУПРИНСКАЯ, Полина ШАКРЫЛ, Нора ШАРИФ, Маша ШЕВЦОВА, Тина ШИБАЛОВА, Полина ШИГАЕВА, Лейли ШИХАЛИЕВА, Аглая ШУЛЬЖЕНКО, Анастасия ЯЛОВЕГА, Екатерина ЯРМАХОВА

Команда благодарит за помощь в создании спектакля:

Фонд Михаила ПРОХОРОВА и лично
Ирину ПРОХОРОВУ, Елизавету КРОХИНУ, 
Ирину ХОДЯЕВУ, Варвару ИВАНОВУ
Арт-площадку «Станция» в Костроме и лично Ивана ЕСТЕГНЕЕВА, Евгения КУЛАГИНА, Марию СОКОЛЬНИКОВУ, Наталию КУЗНЕЦОВУ
«Новую газету» и лично Алексея ПОЛУХИНА Дмитрия МУРАТОВА Анну ИГНАТЕНКО
Студентов Театрально- художественного колледжа №60 и лично Надежду Валерьевну МИТРОХИНУ
Центральный академический театр Российской армии и лично Ивана Ивановича ЧУРСИНА и Милену АВИМСКУЮ
Актеров Мастерской Брусникина Владимира КАНУХИНА, Федора ЛЕВИНА, Михаила МЕЩЕРЯКОВА, Кирилла ОДОЕВСКОГО
А также:
Юлию АРДАБЬЕВСКУЮ, Максима АВДЕЕВА, Наталью БАЗОВУ, Наталью БАРАНОВУ, Илью БУДРАЙТСКИСА, Ивана ГОЛОВАНОВА, Татьяну ГОРДЕЕВУ, Валерию ДОРОДНЫХ, Диану ДУБАНЬ, Евгения ЕГОРЕНКОВА, Жанну ЗИНОВЬЕВУ, Анисию КУЗЬМИНУ, Илью КУПЦОВА, Полину МАНЦУРОВУ, Ольгу ОШКАЛО, Ксению ПЕРЕТРУХИНУ, Алексея РОЗИНА, Варвару СКЛЕЗ, Татьяну СОРОКИНУ, Ксению ТУМАНОВУ, Руслана УСАЧЕВА, Александра ЧУБЕНКО, Екатерину ШЕНДРИК

Интервью Андрея Стадникова и Дмитрия Власика OPEN DEMOCRACY«Банальная мысль, но в нашей стране все не так, как кажется. Властная структура кажется одним, но на самом деле она другая. Сталин почти всегда говорил «мы», «нам», а не «я», но при этом создавал вертикаль. Мне хотелось поставить спектакль про эту иерархию, потому что, к сожалению, это то, что наша страна пока так или иначе наследует даже царскому времени».

The Vanderlust Russia: «Гигантская русая коса, нависающая над выстроенным в форме пирамиды залом, вас поразит; шествие шестидесяти отборных блондинок просто загипнотизирует; в антракте вы будете ходить вдоль стен, увлеченно читая развешенные на них признания и призывы, и в процессе испытаете всю гамму чувств от недоумения до восхищения. Прибавьте к этому раздвоенного Сталина и вождей революции в женском обличье  – и вы поймете, что без «Родины», при всей ее сложности, вам не жить«.

L’OFFICIEL: «Пожалуй, главный спектакль сезона (мы говорим о драматических, а не о балете, так что «Нуреев» не в счет). Стадников, в списке прошлых работ которого значится среди прочего спектакль о Соловецком лагере особого назначения, сделанный с «Мастерской Дмитрия Брусникина», — в принципе один из самых ярких театральных режиссеров страны. С премьеры «Родины» не прошло и месяца, но количество фан-трактовок уже приближается к отметке «третий сезон «Твин Пикса». Среди постов о ней в соцсетях мелькают вещи вроде: «Так галактически о…ел, что подошел спросить, действительно ли это великий спект или мне показалось».

«Огонек»: «Это парадоксальное произведение можно оценить только вопреки ему самому: чем оно тягостнее, тем понятнее — что-то проникает в тебя без удовольствия, но через страдание. Это «что-то» создает большую глубину понимания, проникновения, чем массовый продукт на эту тему. И нельзя не признать, что именно такой способ интерпретации революции кажется сегодня наиболее действенным; вот уж действительно — «пропустить через себя». Это подлинное препарирование и разложение на атомы самой сути всего советского проекта, что вообще-то следовало бы в этом году сделать, воспользовавшись круглой датой, в масштабе всей страны. Но удалось в итоге только в камерном, замкнутом театральном пространстве, искусственно загнанном в пирамиду».

Виктор Вилисов для The-Village: «…режиссеру Андрею Стадникову 29 лет, и он поставил четырехчасовой спектакль «Родина», который невозможно смотреть, с которого невозможно уйти в процессе, с которого невозможно уйти после окончания, а когда вы все-таки уходите, то остаетесь в предельно неловком ощущении: не понимая, что произошло, вы абсолютно уверены, что только что посмотрели великий спектакль».

Анна Степанова, театровед и педагог: «Три с половиной часа безо всякого развлечения, никакой эмпатии, никаких сантиментов. Спектакль, как поначалу казалось, обращен только к мозгу, способному простраивать смысловые параллели прошлого с нынешним, в который раз сооружая этакий традиционный отечественный исторический перпетум мобиле-коуб вслед за Пушкиным с его «Борисом Годуновым». Но оказалось все не так просто.
Молодость перформерш и актрис, сплошь блондинок, их уязвимость, их круговые марши создали у подножия пирамиды странное поле, транслирующее только одно ощущение: все это неправильно, так не должно быть. Сама пирамида под зрителями к концу второго акта как будто перестала быть сценической конструкцией и обрела в воображении образ верещагинской горы черепов, готовой разрастись и головами присутствующих. А желтая косища, соединяющая этот могильник с черной высью, этакая обвисшая ненадежная вертикаль для патентованных терпеливцев, похоже, готова уже сложится в петлю».

Coolconnection: «Своего рода, художественная пытка – изощренная, но и завораживающая, болезненная, но и ведущая к выдающемуся переживанию».

PORUSSKI.ME: «Жизнь – она для репортажа, для интервью, для газеты, журнала, новостных выпусков, а в театре должно случиться преображение – сквозь увеличительное стекло или кривое зеркало, неважно. Но, наверное, в определенные моменты жизнь задает такие вопросы, что уже не хватает пьес или романов, тогда театр обращается к документу. Один из таких вопросов – что есть Родина?»

Esquire Russia: специальный проект. Смотреть видео

Afisha Daily: «Первая часть спектакля — про Россию 1990-х; вторая — про противостояние Троцкого и Сталина в 1920-е. Сходство между этими эпохами, по мнению режиссера, в том, что вертикаль власти еще не была выстроена и возможность социализма и демократии не казалась ни в том, ни в другом случае утопией».

The Vanderlust Russia: «Похоже, ЦИМ выпускает новый хит, во всяком случае, команда, что стоит за «Родиной», обещает многое. Однажды они уже подарили нам умную сложносочиненную постановку «СЛОН» с брусникинцами, о которой долго гудела вся театральная Москва».

SNC | Шесть лучших спектаклей этой осени: «Это спектакль и о том, как относиться к своему прошлому и к тому, что живет в нас на уровне подсознания. На сцену обещают вывести целую армию светловолосых девушек: отважных блондинок, готовых участвовать в «Родине» в качестве перформеров, искали везде и набирали не только среди актрис. Костюмы тоже собирают всем миром. Создатели постановки объявили всенародный сбор черной одежды, которая будет использоваться в спектакле. В общем, «Родина» – это, прежде всего, спектакль про зрительское участие».

Posta-magazine: «После просмотра возникает ощущение причастности к чему-то глобальному, необъяснимому, ведь «Родина» — это потрясающий слепок российской истории, которая, как мы знаем, никогда народ не щадила».

Арсений Фарятьев, участник лаборатории театральной критики и журналистики: «Зритель этому перформансу очень нужен, но в качестве антагониста. Его, в действительности, пространство перформанса стремиться вытеснить. «Родина» вытесняет зрителя. То есть, изначально ничто не мешает вставать и оглядываться или, вообще, ходить по всему залу, не мешая, естественно, движениям и действиям перформеров и артистов. Больше того, когда зритель окончательно свыкается с мыслью, что к нему проявляют неуважение, что его буквально унижают, ничто не мешает зрителю уйти. Но большинство сидит»

Гид ЦИМа по спектаклю «Родина»: «Наша любимая история — история Марии Берменьевой. Она впервые пришла в ЦИМ на спектакль и случайно попала на репетицию перформеров. Ей стало интересно, но сперва она отказалась от участия, потому что должна была улетать из России. А потом позвонила продюсерам и сказала, что отменила все планы, «потому что это все не зря». Сейчас Мария брюнетка, но к каждому показу осветляет волосы и приходит маршировать»