ПЕЩЕРА

Диалоги с Платоном

Комиссар: Всеволод ЛИСОВСКИЙ Премьера.
1 час
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Главные герои «Пещеры» Всеволода Лисовского — люди с непростой биографией, не имеющие постоянного места жительства и документов. Никакого философского образования — только богатый жизненный опыт. Трое мужчин обедают и охотно реагируют на доносящиеся до них с соседнего столика реплики из платоновского текста, вступая с ним в диалог и начиная невольно воспроизводить структуру сократовской беседы. Так, за скромным застольем и на наших глазах, рождается новый текст, сопоставимый с диалогическими по форме философскими трактатами Платона.

Важно помнить, что «Пещера» не позиционирует себя как инклюзивный проект и не является им. Три главных героя могли бы быть без потери глубины и смысла заменены тремя докторами философских наук. Разница состоит в том, что голоса последних мы и так можем услышать через их лекции, статьи и монографии, а первые права голоса лишены. Исключение социальной составляющей помогает взглянуть на проект и факт обретения голоса как на экзистенциально значимое для героев событие. В этой системе отражения, преломления и дезориентации вчерашние бездомные и доктора философских наук абсолютно равноправны.

Премьера: 26 апреля 2019

Спектакль номинирован на премию «Золотая маска-2020» в категории «Эксперимент».

Показ спектакля 31 октября 2019 года пройдёт в рамках первого фестиваля социального театра «Особый взгляд».

I Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» проходит в Москве с 28 по 31 октября 2019 года. Миссия фестиваля — вывести под свет рампы тех, кто обычно остается невидимым не только на сцене, но и в повседневной жизни: это и люди с ограниченными возможностями здоровья, и представители других социально незащищенных групп. Организаторы Форума-фестиваля «Особый взгляд»: благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Автор: Платон

Комиссар: Всеволод Лисовский

Участники:
Володя
Захар
Саша
Александра КРАЕВА
Анна СОКОЛЕНКО
Анна ХЛЕСТКИНА

Олег Лапшин, театральный критик: «Конечно, как в любом случае, когда мы слушаем застольную беседу, порой разговор на время теряет последовательность, какие то фразы проборматываются на грани слышимости, есть смешные оговорки вроде «люби себя как самого себя». Но это крайне увлекательная беседа много переживших на своей шкуре людей и очень свободная. Свободная не столько от призрачной цензуры Минкульта, сколько от условностей «хорошего тона» и от цензуры патрулей, со штангенциркулем меряющих, на сколько миллиметров ты заступил в зону шовинизма или на сколько сантиметров заступил за границы феминизма или пацифизма»

Алексей Киселёв, театральный критик: «Трое потрёпанных жизнью мужчин (не актёры, и это хорошо) сидят за круглым столиком, едят куру гриль и рассуждают о благе, любви и феминизме. Воздушные актрисы подливают им морса и задают вопросы из диалогов Платона. Местами сильно»

Ильмира Болотян: «“Пещера”, конечно, не об инклюзии, а об уважении. Лисовский не спасатель бездомных и не тот, кто видит в них “людей из народа”, носителей особого опыта и мудрости. С бездомными и исключенными он работал ещё тогда, когда их называли “бомжами” и “гастарбайтерами”. Лисовский принципиально не проводит разницы между актёром и не актёром, тем, кто на сцене, и тем, кто в зрительном зале, тем, у кого есть документы и у кого их нет. И самое прекрасное — для него нет разницы между бездомными и спикерами Философского клуба Винзавода, например, да и любыми другими философами. Лисовский показывает, что и те, и другие одинаково высокомерно считают обывателей “свиньями”, правительство — сборищем неумных людей, полицейских — зажравшимися и зарвавшимися, ну и так далее по списку. При этом “женщинам нельзя материться, это отвратительно”. Маленькая энциклопедия маленьких представлений о российском сущем 2020 московского года, сдобренная платоно-библейскими цитатами, — вот что такое “Пещера” Лисовского»