МОРЕ. СОСНЫ

Режиссер: Саша ДЕНИСОВА
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:
9 сентября в 20:00
11 сентября в 20:00
10 октября в 20:00
11 октября в 20:00
1964 год. Командировочный с путевкой и чемоданом приезжает отдохнуть в Пицунде и влюбляется я официантку Лику, которая, как широко известно, никому не дает. Командировочный заказывает салат Столичный и все, пропала жизнь. Побег, граница с Турцией, спутник в космосе, наконец КГБ. Что с ними станет через пятьдесят лет? С их молодостью? Со страной? Как и с вагонами Ленинград-Сухуми? «Море. Сосны» — киноповесть Михаила Угарова, написанная в 2009 году. Она о любви, роковой любви, которая не признается, что она и есть та самая.

 

Саша Денисова: «Михаил Юрьевич мечтал снять кино по этому сценарию, вел переговоры — но не сложилось. «Море. Сосны» написаны как киноповесть — это и сценарий, и блестящая проза. Для меня эта вещь моего учителя, Михаила Угарова, самая близкая — возможно, потому что я помню, как он писал ее, как менял названия (вначале она была «Полетное»), как устроил читку в Красноярске, начал репетиции в Москве и потом оставил. Бросил. Мне казалось, Михаилу Юрьевичу всегда было неловко ставить свои вещи — нескромно, неудобно как-то. Поэтому ставил других. Потом и писать уже было неудобно — ну зачем, когда нужно заниматься театром, посвятить этому театру жизнь. Он как будто все откладывал себя как автора или махнул рукой на это. И нам остались невероятно талантливые, тонкие пьесы. Киноповесть «Море. Сосны» была опубликована в Новом мире. В спектакле Центра им. Мейерхольда мы попытаемся соединить и кино, и театр, и прозу. И море, и сосны, и «театр, в котором не играют» — знаменитую читку, фирменную угаровскую читку с ремарками. Для этого на сцену выйдут старые доковцы, ученики, и разбираясь с ироничным, поэтичным, нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой. А главные герои — двадцатилетние командировочный и официантка — попробуют эту судьбу перехитрить. Почему 1964 году? Ведь Михаил Юрьевич не был любителем ретро. Он всегда был за «здесь и сейчас». Охота за реальностью. За временем. Театр. doc. Об этом он говорит сам».

Михаил Угаров: «Я понял, для чего написал эту повесть. Это доживание мной моей же молодости. Действие происходит в 1964-м году. Неудачная любовная история на фоне исторических событий. Еще можно сказать – мужская мелодрама… В 1964-м году я пошел во второй класс школы №1 в городе Архангельске. Это было красное кирпичное двухэтажное здание в районе улицы Поморской. Вот, собственно, и все, что я помню (знаю) про 1964-й год… А на самом деле — помню многое. Я помню старшеклассников в моей школе. Я видел их на перемене, и в школьном дворе, и в соседнем дворе, где они курили… Это были очень красивые девушки, и очень взрослые крутые дядьки. Они все делали красиво, бегали, матерились, курили, пинали мяч, завязывали бант, били друг друга по спине портфелями… Я запоминал все эти их движения, чтобы однажды (когда вырасту), стать таким же. Мне восемь лет, а им – четырнадцать. И между нами расстояние непреодолимое никакими мыслимыми способами. И когда мне тоже исполнилось 14 лет, я все равно не был таким красивым, свободным и легким, какими были они… Потом шли годы, немыслимое расстояние (6 лет!) стиралось до смешного, прямо на глазах. А однажды появилось позорное чувство – немного презирать тех, кто старше тебя… Это начиналось с малого – они говорили не те словечки, мы их уже не говорили. Они носили немного не ту одежду, у нас она считалась уже не совсем… Кепочки, меховые шапки, кашне. Мужчина пятидесяти лет, а челочка у него со времен 10-го Б… А у этой женщины хвост на затылке, как тогда носили… Сейчас тот парень в красивых китайских кедах с развязанными шнурками (лень завязать), с челкой на лбу, — тот, кем я до смерти хотел быть, — сколько ему лет? И жив ли он? Доживание молодости. Способ оставаться молодым, когда это уже вполне бессмысленно. Что делала моя страна с их молодостью и красотой? Она их вываривала, как вываривают белье в баке. Время вставляло им золотые зубы, прорежало волосы, накладывало жесткие морщины возле губ. У некогда поджарых мальчиков появились настоящие сиськи, за которые можно по-настоящему ущипнуть. Девочкам ставило на теле растяжки. Армия. Институт. Работа. Свекровь и теща. Детский сад для ребенка. Детская поликлиника. Милиция. И делалась ли она сама (моя страна) красивее и моложе от того, что высасывала до капли их молодость?»

Предпоказ спектакля состоялся на фестивале «Новая драма 2018».

Пьеса Михаила УГАРОВА
Режиссер Саша ДЕНИСОВА
Художник Леша ЛОБАНОВ
Видео Дарья ЩЕГЛОВА
Хореограф Константин ЧЕЛКАЕВ
Исполняют: Полина ГАЛКИНА, Алексей ЛЮБИМОВ, Алексей ЮДНИКОВ, Ольга ЛАПШИНА, Алексей МАСЛОДУДОВ, Валентин САМОХИН, Игорь СТАМ, Дарья ГАЙНУЛЛИНА