НОВАЯ ДРАМА 2018

5-10 июня

Фестиваль премьер, читки, встречи, дискуссии и гастроли независимых компаний из Ростова, Индии и Казахстана

РАСПИСАНИЕ

5 июня / 19.00 / Большой зал
РЫЖАКОВ ЧИТАЕТ ВЫРЫПАЕВА
ЦИМ. Пьеса Ивана ВЫРЫПАЕВА «Иранская конференция». Читает Виктор РЫЖАКОВ

5 июня / 21.00 / 6 июня / 19.00, 21.00 / Белый зал
MY HOME AT THE INTERSECTION / МОЙ ДОМ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ
Автор и исполнитель Абишек ТАПАР, Нидерланды-Индия

6 июня / 19.00 / Большой зал
ҰЯТ / УЯТ
Театр «АРТиШОК», Алматы, Казахстан. Пьеса Натальи ВОРОЖБИТ, режиссер Галина ПЬЯНОВА

7 июня / 19.00 / Большой зал
ХАНАНА
Театр «18+», Ростов-на-Дону. Пьеса Германа Грекова, режиссер Юрий МУРАВИЦКИЙ

7 июня / 20.00 / Черный зал
РОЖДЕСТВО
ЦИМ. Пьеса Антона ЛОСКУТОВА, режиссер Никита БЕТЕХТИН

8 июня / 20.00 / Черный зал
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА. Видеопоказ спектакля.
Театр «18+», Ростов-на-Дону. Режиссер Всеволод ЛИСОВСКИЙ, художник Сергей САПОЖНИКОВ, тексты Максима БЕЛОЗЕРА

9 июня / 10 июня / 19.00 / Большой зал
СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ «СЕРГЕЙ КАЛМЫКОВ»
Центр ORTA, Алматы, Казахстан. Пьеса Екатерины БОНДАРЕНКО, режиссер Рустем БЕГЕНОВ

9 июня / 20.00 / Черный зал
МОРЕ. СОСНЫ
Текст: Михаил УГАРОВ, режиссер Саша ДЕНИСОВА
ЦИМ

10 июня / 20.00 / Черный зал
ОБЕТ
ЦИМ. Пьеса Доминика БУША, режиссер Тимур ШАРАФУТДИНОВ

ОПИСАНИЕ

«Твой язык мертв»  (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция»)

«Новая драма» в 2018 году — это:
спектакли по новым пьесам, встречи с драматургами, дискуссии со зрителями;
премьеры новых пьес в ЦИМе;
гастроли из мест, куда редкий москвич долетит – Пенджаба, Ростова-на-Дону, Алматы.

ИСТОРИЯ

В июне 2017 ЦИМ подхватил движение, возникшее в начале нулевых (последний одноименный фестиваль прошел в Перми в 2009 году). В тот год «Новая драма» представила пять премьер ЦИМа — «Олимпия», «Трендсеттеры», «Грязнуля», «Черная коробка», Siri. Сам термин имеет куда более длинную историю:

В конце XIX века новая драма Ибсена, Стриндберга, Чехова привела к рождению режиссуры и современного театра.

В начале XXI века драматургическое движение в России, амбициозно взявшее то же название, сделало своим героем современника, обновило язык театра, углубило связь между художником и зрителем. Тогда за современную пьесу на сцене нужно было бороться.

Сегодня ее охотно ставит вся страна. Но и теперь режиссеры и артисты читают новые пьесы, пытаясь увидеть и распознать в них черты театра будущего.

НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР

«Новая драма» в 2018 году представляет независимый театр. То есть театр негосударственный и некоммерческий.

Нет более мотивированных и последовательных людей в театре, чем те, которые строят свои площадки и делают спектакли, потому что не могут не делать. В дни фестиваля мы будем встречаться с лидерами этих театров – Галиной Пьяновой и Анастасией Тарасовой из «АRTиШОК», Рустемом Бегеновым и Александрой Морозовой из Центра универсальных искусств ОRТА, Юрием Муравицким, Германом Грековым, Ксенией Протосевич, Максимом Березиным из ростовского театра «18+».

«Уят» – это проект казахстанской компании «АRТиШОК», поднимающий вопросы растущего традиционализма в казахском обществе и отчуждения между казахами и русскими. Идею для спектакля «Ұят» украинский драматург Наталья Ворожбит нашла в книге политолога Досыма Сатпаева «Коктейль Молотова: Анатомия казахстанской молодежи». Поставила спектакль Галина Пьянова, в прошлом году получившая премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» за работу «Снегурочка» в Новосибирске.

«Светопреставление “Сергей Калмыков”» – еще один спектакль из Алматы. Центр ​универсальных искусств ORTA посвятил его «гению места» художнику Сергею Калмыкову. В фокусе интересов ОRТА располагается театр как универсальное искусство исследования и проектирования реальности. Создатели центра и спектакля – режиссер Рустем Бегенов (ученик Бориса Юхананова, ассистент Хайнера Геббельса и Ромео Кастеллуччи) и актриса Александра Морозова (она играет единственную роль в спектакле). Составляя текст, драматург Екатерина Бондаренко последовала инструкции по созданию шедевра, которую придумал Сергей Калмыков – сумасшедший гений, учившийся у Петрова-Водкина и позировавший для картины «Купание красного коня».

Наконец,  «Волшебная страна» –  хит театра «18+». Его невозможно привезти, так как это променад по Ростову-на-Дону. Поэтому мы покажем фильм о нем. Комиссар «Театра.doc» Всеволод Лисовский и художник Сергей Сапожников создали средовой театр на живописнейших задворках Ростова. В молодости Лисовский вместе со старшими товарищами Тер-Оганьяном, Кошляковым и другими входил в художественное объединение «Искусство или смерть». Теми же маршрутами, которыми художники искали дружбу и алкоголь, сегодня Лисовский и артисты театра «18+» проводят зрителей.

Еще один спектакль театра «18+»  —  «Ханана».

ВОСТОК И ЗАПАД

«Мы должны уяснить – кому мы отдаем всего себя и почему?» (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция»)

Фестиваль откроется читкой новой пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция» (пьесу читает художественный руководитель ЦИМа, режиссер Виктор Рыжаков) – и это символично. Текст Ивана Вырыпаева посвящен проблеме диалога двух культур: западной/либерально-светской и восточной/религиозно-традиционалистской – диалога, от которого зависят жизни людей и судьбы государств. «Новая драма» представляет театральные команды из географической Азии, которые осмысляют эту проблему или находятся в самом ее эпицентре.

«Мой дом на пересечении» — спектакль индийца Абишека Тапара,  автобиографическая история о его детстве во времена восстания сикхов. Семья Абишека жила Пенджабе – городе, где когда-то столкнулись две религии – индуизм и сикхизм. Дом Абишека, разрушенный в ходе их противостояния, встает призрачной тенью в его воспоминаниях.

В спектакле «Уят» речь также идет о диалоге культур – русской и казахской – надолго прерванном советским проектом.

В «Обете», который поставил режиссер из Узбекистана и магистрант ЦИМа Тимур Шарафутдинов по пьесе швейцарского драматурга Доминика Буша,  главный герой, молодой швейцарский врач, спасает жизни африканцев, принося в жертву свою благополучную жизнь с семьей в Европе.

НЕИЗВЕСТНЫЕ

«Искатели секретов, мать вашу» (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция»)

Мы и сами не знаем, чьему перу принадлежит бескомпромиссна пьеса «Рождество», вошедшая в шорт-лист последней «Любимовки» под авторством Антона Лоскутова. Пока театральное сообщество гадает, кому в действительности принадлежит текст, в ЦИМе его взялся ставить ученик Виктора Рыжакова режиссер Никита Бетехтин. Вторая загадка – спектакль Саши Денисовой по пьесе Михаила Угарова «Море. Сосны», вокруг которого хранится атмосфера тайны.