НЕФОРМАТ

Театральная компания «Атмосферный фронт»

Режиссер: Анастасия ПАТЛАЙ Премьера.
1 час 40 минут
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Что это такое — постоянно чувствовать себя «другим»? Внешность актера — не только его инструмент, но и его судьба. Что делать киргизу, узбечке, армянину, калмыку в российском кино? А если в тебе целый букет национальностей, и твое лицо не похоже на лица большинства зрителей, то можешь ли ты добиться успеха?

Кем на самом деле ты чувствуешь себя, если ты «неформат», — не только в профессии, но и в стране? Не только в стране, но и в семье? Может быть, за этим вопросом скрывается другой вопрос. Кто я?

«Неформат» — свидетельский спектакль, в котором актеры рассказывают о самих себе, своей профессии, своих корнях, своих травмах и открытиях.

Премьера спектакля состоялась 3 и 4 декабря 2020 года в Театре.doc.

Премьера в ЦИМе: 19 февраля 2021

Спектакль создан при поддержке Фонда им. Генриха Бёлля.

Режиссер: Анастасия ПАТЛАЙ
Драматург: Нана ГРИНШТЕЙН
Сценограф: Михаил ЗАИКАНОВ
Художник по свету: Елена ПЕРЕЛЬМАН
Композитор: Кирилл ШИРОКОВ
Хореограф: Татьяна ЧИЖИКОВА
Техническое обеспечение: Алексей ОСТАФИЙЧУК
Ассистенты режиссёра: Мария ОЛЕКСИШЕНА, Анастасия КОЦАРЬ

В спектакле участвуют: Наргис АБДУЛЛАЕВА, Джан БАДМАЕВ, Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ / Саша ТОПУРИЯ, Рафаэль ДУРНОЯН, Феруза РУЗИЕВА

В спектакле использованы стихи поэта Шамшада Абдуллаева.

Ольга Тараканова на The Village: «В основе «Неформата» совсем не поэтический материал. Эта документальная пьеса — монтаж сбивчивых и эмоциональных монологов из интервью, которые Анастасия Патлай и Нана Гринштейн, драматург, взяли у знакомых актеров нерусского происхождения. Азиз Бейшеналиев рассказывает, как его сына травили в московской школе; Рафаэль Дурноян вспоминает, как часто ему, потомку кубанских армян в четвертом поколении, говорят: «У тебя есть своя страна, живи там»; Феруза Рузиева иронизирует над бывшим мужем, русским мужчиной, который считал, что раз женщина узбечка — значит, она покорная. Бейшеналиев, Дурноян, Рузиева и еще двое артистов, Наргис Абдуллаева и Джан Бадмаев, сами и исполняют в «Неформате» свои тексты, не стесняясь злиться, язвить, предъявлять претензии и требования. Но «Неформат» ни в коем случае не про жалость и не только про солидарность»

Анастасия Патлай в интервью журналу «Театр»: «Ещё одна важная тема, кроме стереотипов и ксенофобии – это такой постколониальный дискурс. Дело в том, что практически все актёры, занятые в нашем спектакле, учились в русских школах. Их родной язык – русский, потому что в советское время было престижно отдавать детей в русские школы. Я училась в Ташкенте в русской школе, и у нас треть класса были мальчики и девочки из узбекских семей. У них в семьях говорили на русском языке. И они ощущали себя частью русской культуры, как это ни парадоксально. Более того, они выростали, и часто так и не знали своего родного языка. И «парад независимостей» начала 90-х, развал СССР застал их врасплох точно так же, как и русских, которые жили там. Многие из них так и не смогли стать «своими» внутри своего же этноса, и решились на эмиграцию в Россию, которая культурно казалась им значительно ближе. Но приехав сюда, в Россию, они обнаружили, что их воспринимают как азиатов, как чужаков. И этот внутренний конфликт, эта драма «детей империи» – серьезная и мало исследованная тема»

Актер Рафаэль Дурноян в интервью на «Театралии»: «Один раз я обманул на кастинге, сказал, что я наполовину итальянец, типа у меня папа армянин, а мама из Италии и они познакомились на Олимпиаде-80 в Москве. Просто передо мной они одному чуваку сказали: «Нет-нет-нет, нам не нужны кавказцы». Еще я никогда не понимал, когда пишут: «Мы ищем европейскую внешность». Я себя отношу к европейской внешности. Интересно, как бы все реагировали, если б у меня была фамилия не на «-ян», а какая-то итальянская. Не Дурноян, а Дурнини. Они бы явно смотрели по-другому: «Кто это? Дурнини? Хм, интересно»

Антон Хитров, театральный критик: «Неформат» Анастасии Патлай об артистах of color в России — нереально крутой спектакль, один из лучших в этом сезоне. Фантастические актерские работы (при том, что участники говорят от первого лица), разносторонняя и эмоциональная драматургия, да вообще все прекрасно. Посмотрите обязательно»