ЛЕКЦИЯ ДАНИЛЫ ДАВЫДОВА

«Авангардное поведение и авангардный жест»

Лектор: Далина ДАВЫДОВ
1 час
16+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

9 февраля 2019 года в Центре имени Вс. Мейерхольда пройдет лекция поэта и критика Данилы Давыдова «Авангардное поведение и авангардный жест».

Лекция откроет программу мероприятий в честь 145-го дня рождения Всеволода Мейерхольда, главное из которых — моноопера Наталии Пшеничниковой «Голос Зангези» на текст Велимира Хлебникова.

Поэтика и прагматика предстают в авангарде неразрывно связанными. Эпатаж и провокация выступают в нем не внешним по отношению к высказыванию эпифеноменом, но структурообразующим феноменом. При этом жест необходимо оценивать как нацеленный вовне акт, имеющий сложную природу, которую оценивают в диапазоне от критического и протестного до девиантного и психиатрического. Поведение же в конечном счете эстетизируется, утрачивая почти любые прагматические основания – кроме постулирования самого себя, самого процесса. Семантика авангардного жеста и авангардного поведения размыта, и здесь нет чёткой границы между такими этапными явлениями, как «Черный квадрат» К.Малевича, «Фонтан» М.Дюшана, «Смерть искусству» В.Гнедова, «Три левых часа» обэриутов и т. д., — и разными актами, которые вовсе не оказываются эпифеноменами по отношению к собственно авангардному действию (от раскрашивания лиц у будетлян до футуристических обедов Ф.Т.Маринетти и других итальянских футуристов, от публичных скандалов дадаистов и сюрреалистов до гимнастической и йогической практики «футуриста жизни» В.Гольцшмидта); сам авторский миф становится шире авторского мифа, приобретая самые радикальные жизнетворческие черты (у А.Жарри или В.Хлебникова, А.Кравана или А.Крученых, Виткация или Т.Тцары). Непонимание внешних по отношению к авангарду (а отчасти и вутренних) рецепиентов авангардного жеста и авангардного поведения оказывается в конечном счете более релевантным авангардной сверхзадаче, нежели спокойное любование знатока; архивизация и канонизация авангарда в этом смысле предстает симптомом завершения собственно авангарда в определенных его формах. Дальнейшие же сценарии связаны с тем, считать авангард историческим феноменом или также и вневременным типом художественной реализации; во втором случае речь может идти об охвате зон, не присвоенных культурным архивом.

Вход свободный по регистрации.