КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Ансамбль «Студия новой музыки»

Режиссер: Алексей СМИРНОВ Премьера.
50 минут
7+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Спектакль по музыкальному произведению Жоржа Апергиса поставил режиссер Алексей Смирнов (Alexey Smirnov) с исполнителями Студии новой музыки – одного из главных академических ансамблей современной музыки в России. В этой работе музыкантам придется быть и актерами тоже: в самой партитуре композитора Жоржа Апергиса инструментальные партии прописаны вместе с действием, текстом и танцем. Отсюда термин «инструментальный театр», изобретение которого приписывают Апергису.

«Красная шапочка» идет в рамках Детского ЦИМа, хотя будет интересен и взрослым любителям эксперимента и новой академической музыки.

Множество повторов, перебрасывание реплик от одного персонажа к другому, чередование речитатива с игрой на музыкальных инструментах делает музыкальное переложения сказки Шарля Пьерро легким для детского восприятия.

Внимание публики постоянно переключается между музыкальными инструментами, перемещениями музыкантов-сказочников и сюжетом сказки – такая «мобильность» действия позволяет даже неусидчивым детям внимательно следить за развитием спектакля.

Владислав Тарнопольский, музыковед, преподаватель МГК им. Чайковского:

«Я в затруднении, как анонсировать премьеру «Красной шапочки» Жоржа Апергиса, что будет на фестивале NET. Апергис — один из крупнейших акторов современного музыкального театра (и один из моих любимых композиторов), но у нас не то что его никто не знает, а даже референсы найти трудно (боюсь, что имя Маурицио Кагеля тоже мало что скажет). И жанр объяснить на пальцах трудно, хотя вообще это очень важный театральный жанр, «альтер эго» театра художника.
Попробую так: Апергис в этом году был представлен на Рурской Триеннале, в прошлом – делал спектакль-открытие Мюнхенской биеннале нового музыкального театра (главного фестиваля современной оперы). А в позапрошлом – получил Золотого льва Венецианской биеннале, в один год с Тино Сегалом. Ну и в Авиньоне бывал не раз».

Проект реализован в рамках программы «Открытая сцена» при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы.

Партнер проекта компания Статойл

Композитор: Жорж АПЕРГИС

Режиссер: Алексей СМИРНОВ

Солисты ансамбля «Студия новой музыки»:
Никита АГАФОНОВ, Евгений БАРХАТОВ – кларнеты Владимир УСТЬЯНЦЕВ – саксофон,
Екатерина ФОМИЦКАЯ – скрипка, Мона ХАБА, Наталия ЧЕРКАСОВА – фортепиано

Художественный руководитель: Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ
Художник-постановщик: Елена БОДРОВА

Независимая газета: «На предстоящей российской премьере «Красной Шапочки» можно готовиться к удивлению от искусства звуковых метаморфоз <…>  «Красная Шапочка» — скорее юмористический спектакль, с очаровательным французским юмором с оттенком абсурда. К примеру, образ волка будет связан сразу с двумя кларнетами, а «Красная Шапочка» – со скрипкой, но точных аналогий здесь нет: только игра аллюзиями и ассоциациями».

Иван Нечаев, блогер: «…Апергис придумал настолько идеальную форму, что дети в ней чувствую себя возможно гораздо комфортнее взрослых. Оттого особенно радостно становится, когда видишь как легко и органично дети воспринимают музыку, звучание которой их родителям поначалу кажется очень сложным и не всегда приятным. Поэтому хотя бы для того, чтобы ребенок мог впитать “атональность” (которой, на минуточку, уже больше века!) через наслаждение и смог в будущем развивать свои музыкальные вкусы с более осведомленных позиций, чем родители, нужно обязательно его на этот спектакль сводить».

Марина Шимадина, критик: «Суть в том, что музыканты здесь являются одновременно драматическими артистами: они перемещаются по сцене и декламируют текст (при этом используются различные речевые техники: пение, ритмизованное проговаривание, пение в музыкальный инструмент)».

Алексей Гончаренко, критик: ««Красная шапочка» в ЦИМе — пример инструментального театра, в партитуре которого прописаны помимо музыки еще и реплики музыкантов, действующих на сцене. Но это еще и интересное обращение к театру предмета. Кроме различных шапочек в этом черно-серо-красном спектакле исполнителями становятся простые перчаточные куклы, переодетые скрипки, а чрево волка остроумно обнаруживается то широком сером плаще, то в захлопуыающемся пианино».