КАК ЭСТОНСКИЕ ХИППИ РАЗРУШИЛИ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Июльансамбль

Режиссер: Талгат БАТАЛОВ Премьера.
1 час 30 минут
18+

«Как маленький человек, носитель какого-то идеального мира или представления о мире внутри себя, смог противостоять государству на любом уровне. Уже тем, что верил в свой внутренний мир». Михаил Дурненков в интервью блогу фестиваля «Любимовка»

«Если взять понятие ТРИП буквально из словаря, то «это измененное состояние сознания, характеризуемое отличным от типичного восприятием и интенсивным процессом осознания». Вот и герои нашей истории, советские хиппи, отличались от большинства советских людей типом мышления. Хотели осознавать процессы бытия, заглянуть за грань не только железного занавеса, но и восприятия действительности. Наши герои – дети, которые противостоят в своем героическом трипе миру взрослых. Противостоят ментам, родителям, работникам КГБ. Как современные подростки дают отпор ОМОНу на митингах, бросаются в отчаянии с палкой в руках на неинтересный, испорченный продажными взрослыми мир, чтобы его в таком виде не было. Они устали от мира, который мы предлагаем. Термин «психоделический» происходит от двух греческих слов ψυχή (психи — дух, душа) и δήλος (дилос — проявляющий). Буквальное значение термина — проявляющий дух. Поэтому это такая психоделическая поэма о героических хиппи, у которых из оружия только одна даосская флейта. В ней нет отверстий для извлечения звука, но есть цитата: «П…ц, даже невозможно играть». Как известно, Советский Союз разрушили не ракеты, а гитары. Хватит ли им духа сопротивляться? Об этом наш спектакль» Талгат Баталов

Спектакль создан с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Пьеса Михаила ДУРНЕНКОВА
Режиссер: Талгат БАТАЛОВ
Хореограф: Александр АНДРИЯШКИН
Художник: Наталья ЧЕРНОВА
Композитор: Виталий АМИНОВ
Художник по свету:  Нарек ТУМАНЯН
Видеохудожник: Дмитрий СОБОЛЕВ
Горловое пение: Александр КУУЛАР
Автор идеи тизера: Мария ФИНОГЕЕВА

Исполняют: Артем ДУБРА, Алексей КАМАНИН, Мария МИЛЕШКИНА, Сергей НОВОСАД, Ирина ОБРУЧКОВА, Никита ЮСЬКОВ при участии Валентина САМОХИНА и Дмитрия УРОСОВА

Пьеса «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» написана на основе книги Владимира Видеманна «Запрещенный союз: Хиппи, мистики, диссиденты» (Рипол-Классик, 2019).

Талгат БАТАЛОВ в интервью BURO 24/7: «Пьеса «Как эстонские хиппи разрушили советский союз» — драма и героическая поэма о волшебном трипе в борьбе с системой — новый этап режиссера в работе со сложными формами, поисках нужной интонации и создании нового».

Журнал ТЕАТР.: «Талгат Баталов в свою очередь поставил по ней что-то вроде компьютерной бродилки, где иллюзия становится новой реальностью, дублирующей и неотличимой от действительности, но из которой в любой момент герой может вылететь, сдавшись более сильному противнику – системе».

TheCity: «Хватит болтать, давайте дышать: театральный критик Алла Шендерова посмотрела спектакль «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» и предлагает задуматься, почему СССР самовоспроизводится».

Светлана Доля, продюсер: «Смелая, а по нашим временам так и вовсе вызывающая, талантливая работа. Спасибо за откровенность и «или нет». Но при этом — меня больше всего взяла сцена с бабушкой-мамой-дочкой, эта «однополая семья», калечащая и калечащая поколение за поколением у вас — просто чудовище, вот как она и есть. А Джокеры — любовь)«

Петербургский театральный журнал: «Интерес к эпохе хиппи сегодня очевиден. Тарантино ставит, может быть, лучший свой фильм о том, как «дети цветов» берут в руки оружие. В гамбургском театре «Талия» идет придуманный Мариной Давыдовой спектакль «Checkpoint Woodstock». А в Центре им. Вс. Мейерхольда «Июльансамбль» показывает премьеру спектакля по пьесе Михаила Дурненкова «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз»

LocalDramaQueen: «Этот спектакль похож на мудборд, на котором слоями разноцветных бумажек и фотографий разбросаны судьбы отдельных людей и целой страны, философские бредни и наркоманские приходы, сны и реальность, признания в любви и в равнодушии, мечты и грубая действительность, борьба и безволие, боль и потерянная молодость. Каждый листочек по отдельности можно рассматривать и осмыслять, но все вместе они кажутся какой-то какофонией несовместимых миров, судеб и действительностей. А сделаешь пару шагов назад для крупного плана — и вот все уже складывается в общее и до боли знакомое целое. Не 1972 год совсем, а вот тот, что за дверями театра».

Сергей Хачатуров, арт-критик: «На сцене круг планеты выстроен в стиле как раз советского минимализма, модернизма Оттепели: глубокий круглый портал, который вращается немного. На стену проецируется кинохроника, от поцелуя Брежнева с Хоникером до новых стычек демонстрантов с гуманоидами в шлемах. Очень все в стиле оп-арта, кинетизма неофициальной советской группы «Движение». Талгат Баталов, Миша Дурненков собрали все с командой четко.
Простота историй сыграна отлично: сердечно и красиво, легко и сложно одновременно. Как часто у рыжаковцев, крохотные документальные свидетельства попадают в узор калейдоскопа с разными пластическими и визуальными интерпретациями, которые становятся гетеротопной второй реальностью. Мир преображается. #Июльансамбль дарит нам радость и надежду. Чего еще надо?)»

Слава Шадронов: «Внешняя форма, «упаковка» для пьесы, представляющей из себя хотя номинально и полифоничный, и вроде бы насыщенный событиями, но достаточно монотонный и статичный соллипсистский поток сознания, авторами спектакля найдена исключительно выигрышная: большая часть действия помещена (художник Наталья Чернова) в округлую и вращающуюся — по отработанной, немного устаревшей европейской театральной моде (вспомнить Кригенбурга и Тальхаймера) — сценографическую конструкцию, она же служит экраном для компьютерной графики и анимации (видеохудожник Дмитрий Соболев), которая — типа «третий глаз»… — позволяет не только представить, но и ощутить, буквально увидеть «измененное состояние сознания», когда реальность (всего лишь сценическая, к счастью) плывет, размывается, теряет привычные очертания; едва ли не в большей степени, чем за счет визуальных спецэффектов, такого рода воздействие становится возможным благодаря насыщенной, но не перегруженной хореографической партитуре Александра Андрияшкина — при том что вместо плясок артисты «Июльансамбля» (а для них труда бы не составило) демонстрируют выверенные и осмысленные минималистичные, но необычайно слаженные движения, по большей части не сходя с фиксированных точек«.

TheWallMagazine: «Правда, как бы далеко от реальности режиссёр ни уводил зрителя, привкус сострадания и сочувствие за судьбу героев из зала унести придётся точно. Уж слишком реалистичны судьбы, слишком много в них повседневной правды. Наверное оттого, что категории «молодость», «дружба» и «любовь» остаются каждому понятными и близкими вопреки режимам власти и образа жизни«.