ИЗ ЖИЗНИ ПЛАНЕТ

ПРОЕКТ ОЛЕГА НЕСТЕРОВА

Режиссер: Денис АЗАРОВ
2 часа
14+

Музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х, той короткой эпохе в кино и в жизни России, которую мы называем «оттепелью». Рождался новый кинематограф, прорыв следовал за прорывом – награды Канн чередовались с призами Венеции, это была настоящая «золотая эра» нашего кино… Но внезапно все кончилось, свобода обернулась несвободой: к концу 1968 года поле нового кинематографа превратилось в грандиозное кладбище неснятых фильмов.

Четыре истории (четыре сценария) и судьбы кинематографистов 1960-х,  просвечивающие сквозь них, стали основой этого мультиплатформенного проекта. Кроме спектакля есть еще одноименный CD группы «Мегаполис»; сайт, работающий как электронный музей четырех сценариев — с фотографиями, документами, рукописями и фильмами; будет еще фильм.

Однако центр проекта — спектакль, в котором сценарии Геннадия Шпаликова «Причал» и «Прыг-скок, обвалился потолок», «Семь пар нечистых» Владимира Мотыля и «Предчувствие» Андрея Смирнова обретают ту жизнь, которой они лишились в советском кино — только теперь кино разворачивается в голове у зрителя: у каждого свое.

Сайт проекта

Режиссер: Денис АЗАРОВ
Музыка: МЕГАПОЛИС
Художник: Ольга НИКИТИНА

 

Юрий Сапрыкин, журналист:  «»Из жизни планет» — это одновременно истории неснятых фильмов 60-х, музыка, которая могла бы в них звучать, погружение в то время, которое дано нам только в чужих воспоминаниях и старых кинокадрах, и попытка вообразить альтернативную его историю. Теперь на сцене Олег Нестеров рассказывает о фильмах, которые собирались снять самые талантливые авторы 60-х, а «Мегаполис» играет воображаемые звуковые дорожки к ним — и свет этих так и не появившихся небесных тел парадоксальным образом доходит до нас, как будто они сияли на небе всегда».

Никита Карцев, GQ: «В этой музыке почти нет слов. Зато есть одна большая тема — и десятки вариаций. Простота и прозрачность. Тревога и шепот. Твердость и дрожь. Сжатый до боли воздух. И все это на фоне описываемой эпохи, в которой слились в едином порыве свобода и отчаяние, творческий полет и грязь под гусеницами последних танков Пражской весны. Когда родились — или чуть-чуть не успели — лучшие фильмы на земле».

«Афиша-Воздух»
: «Новый альбом группы «Мегаполис» называется «Из жизни планет». Нет, не так. Олег Нестеров, человек, который всегда умел думать на ход вперед по сравнению с большинством здешних деятелей индустрии, на сей раз, кажется, обскакал и нездешних — во всяком случае, с прецедентами такого рода и в мировой культурной практике сталкиваться не приходилось. «Из жизни планет» представляет из себя многоликий мультимедиапроект, который увязывает оттепельный кинематограф с новейшими технологиями, музыку — с театром, альбом — с приложением в телефоне; и так далее, и так далее».

Олег Нестеров в интервью Colta.ru: «Мы будем играть эту музыку — но по-другому, не по клубам. Нам в голову пришла концепция музыкального спектакля, где я бы рассказывал всякие истории про свои поиски и находки, а «Мегаполис» бы играл саундтреки к этим прекрасным фильмам. Мы придумали, что мы должны играть, сидя «в кружок», энергия должна собираться в центре, а публика должна сидеть вокруг».

Коммерсантъ Weekend: «Рассказать об этой прерванной эволюции — грандиозная задача. И, конечно, одной музыкой здесь было не обойтись. Олег Нестеров записал многие часы бесед с режиссерами, сценаристами, киноведами. Сценарии, по которым так и не были сняты фильмы, попали на веб-сайт, посвященный проекту. Другим его слоем стали истории их авторов. Третьим — лучшие фильмы 1960-х, которые можно смотреть онлайн. Четвертым — музыка. Из музыкальных набросков вырос разветвленный мультимедийный мир. Ничего подобного в отечественной практике и вправду не было».

Коммерсантъ: «Требуется известное терпение и любопытство, чтобы скрупулезно исследовать весь многослойный объем сайта. Самой доступной формой презентации этого материала является живое сценическое воплощение. Когда проект затевался, логично было предположить, что музыка на сцене встретится с кино. Но что крутить на большом экране, если фильмы, вдохновившие Олега Нестерова и его друзей на создание музыки, сняты не были, остались только в набросках сценариев и в бюрократических бумажках? Видеоряд в итоге остался только на телеэкранах, обрамляющих сцену,— поцарапанная пленка, старые фото, передающие лишь оттенки вкуса эпохи, что-то очень туманное. По факту на сцене столкнулись Нестеров-музыкант и Нестеров-актер, которому нужно держать на себе два часа новой сценической формы».