Итоги 2017 года

2017 год был очень насыщенным для Центра имени Вс. Мейерхольда. Мы создали новые проекты (фестивали «Новая драма» и «Перформанс в ЦИМе») и актуализировали старые (Резиденция Blackbox), расширили программу «Кружки» и выпустили 16 новых спекталей, и это не считая перформансов, лабораторий, выставок, читок и дискуссий со зрителями, которые проходят в ЦИМе регулярно. За год в ЦИМе было показано 480 спектаклей, которые посетили 37700 зрителей. И еще 1500 человек прошли обучение в «Кружках».

РЕЗИДЕНЦИЯ BLACKBOX

В репертуар большого зала ЦИМа спектакли попадают через Резиденцию Blackbox – это открытый конкурс для театральных команд, который проходит в несколько этапов и позволяет «вырастить» проект от замысла до сценического воплощения.

В резиденции 2016/17 участвовали несколько десятков проектов, до финала – то есть до постановки на сцене ЦИМа – дошли три: «Абьюз» (режиссер Иван Комаров, драматург Наталья Зайцева), «Родина» (реж. Андрей Стадников) и «Красная шапочка» Жоржа Апергиса  (реж. Андрей Смирнов, Студия новой музыки).

Все три спектакля, премьеры которых прошли в ноябре 2017 года, продолжают курс ЦИМа на новый, экспериментальный, бескомпромиссный театр.

В «Абьюзе» экспериментируют с содержанием: впервые со сцены звучит тема семейного насилия и фиксируются механизмы его осуществления; и с формой: спектакль создан на грани реалистической драмы и острой клоунады-трагедии.

В «Родине» создатели предлагают новую форму – спектакль-инсталляция, в котором есть место делегированному перформансу и его документации; музыкально-пространственным опытам Дмитрия Власика; мощным визуальным образам Шифры Каждан; актерской работе с художественным и документальным текстом – весь этот сложносочиненный четырехчасовой коллаж режиссер Андрей Стадников посвящает теме революции и ее вырождению в авторитарный режим.

«Красная шапочка» – сочинение композитора Жоржа Апергиса, современника и приятеля Кейджа, Кагеля и Ксенакиса. Поскольку вместе с музыкальными партиями Апергис прописал передвижения и речитативы исполнителей, то это произведение по праву считается примером инструментального театра, с которым мало кто в России знаком. Имеет значение и то, что этот спектакль – детский, то есть мы прививаем вкус к современному искусству с младых ногтей.

Резиденция 2017/18 уже начала свою работу. В сентябре из 200 заявок были отобраны четыре для показа эскизов в большом зале ЦИМа: “The Human, The Person, The Wall” Эндрю Фрибурга, Никиты Лебедева; «Советский жест» Дарьи Плоховой, Александы Портянниковой, Танцевальный кооператив «Айседорино горе»; «Без режиссёра» Всеволода Лисовского, Ксении Перетрухиной; Consti Сергея Морозова, Алены Папиной, Алексея Наджарова.

НОВАЯ ДРАМА

Последний одноименный фестиваль прошел десять лет назад в Перми. С тех пор новая драма заметно укрепила свои позиции в России (вот уже о спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» говорят в шоу «Вечерний Ургант»). Но и сегодня новая пьеса остается проектом театра будущего и вызовом театру настоящего. Мы предложили молодым режиссерам – магистрантам ЦИМа выбрать пьесы современных драматургов и поставить спектакли по ним. В результате родилось пять спектаклей, премьеры которых прошли в Черном зале в сопровождении дискуссий и обсуждений с 7 по 11 июня 2017 года. Все пьесы – «Олимпия» Оли Мухиной (реж. Павел Данилов), «Трендесеттеры» Михаила Хана и Николая Ковбаса (реж. Елена Ненашева), «Грязнуля» Константина Стешика (реж. Иван Комаров), «Черная коробка» Павла Пряжко (реж. Никита Бетехтин) и Siri Натальи Зайцевой (реж. Алексей Кузмин-Тарасов) – теперь в репертуаре Черного зала ЦИМа.

Следующий фестиваль премьер «Новая драма» пройдет с 6 по 10 июня 2018 года.

ПЕРФОРМАНС В ЦИМе

Громоздкое название для фестиваля – «Перформанс в ЦИМе», но мы решили его оставить, потому что так же называется и новая программа, которая позволяет включать в репертуар самые спорные постановки: например, Cloud of me Тараса Бурнашева, «Остановка зимним вечером у леса» Татьяны Гордеевой и Екатерины Бондаренко, «Протокол Мы» Саши Денисовой и Константина Челкаева.

Все они вошли в лайн-ап первого фестиваля «Перформанс в ЦИМе», который прошел с 29 июня по 5 июля 2017 – вместе с спектаклями, представляющими всю мощь современной хореографии, и которые привез наш партнер – фестиваль OPEN LOOK, сотрудничество с которым мы продолжим и в будущем году.

КРУЖКИ

Важнейшая для нас образовательная программа, расширяющая представления наших зрителей о театре – это «Кружки» – короткие курсы, которые ведут резиденты ЦИМа. Здесь зрители учатся писать пьесы (кружок пьесы Саши Денисовой и кружок One Man Show Евгения Казачкова) и театральные рецензии (кружок критики), осваивают основы комической импровизации (кружок импров-театра) и создают театральные афиши (кружок плаката).

После каждого курса кружковцы показывают, чему научились, а раз в год выпускники всех курсов собираются вместе на Большой выпускной кружков – это большое шоу из открытых показов Кружков в Большом зале. В 2017 году режиссером этого шоу стала Елена Новикова – лидер команды комиков Stand Up ЦИМермана. Но, конечно, главными героями выпускного стали кружковцы – включая тех, кто учился в экспериментальном кружке пьесы «Протокол», который соединил документальный театр и танец. Спектакль кружковцев «Протокол Мы» был повторно показан осенью и на дне города и даже включен в лонг-лист «Золотой маски» – и как драматический, и как музыкальный спектакль.

В этом году у нас появились новые кружки:

  • Кружок визуального театра: здесь каждый может стать режиссером и исполнителем своего спектакля (ведущие – режиссер Тимур Шарафутдинов и актриса Олеся Абрамова)
  • Кружок особого театра: студия “Круг”, доки театральной инклюзии, учат работать с телом, в том числе ненормативным.
  • Кружок сценречи: под руководством Ольги Копыловой участники освобождают свою речь от зажимов и учатся быть услышанными.

ПРЕМЬЕРЫ ИЮЛЬАНСАМБЛЯ И ВИКТОРА РЫЖАКОВА

«Июльансамбль» – важнейший для нас резидент, поскольку возглавляет этот актерский коллектив художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков. В 2017 году «Июльансамбль» подтвердил свой статус независимого популярного театра с уникальной современной интонацией. Премьеры 2017 года: «ЧеСтихи» и «ЧеСтихи. Любить» (кураторы Андрей Родионов и Екатерина Троепольская), «Лилиом» (реж. Аттила Виднянский) и «Олимпия» (реж. Павел Данилов). Еще одна важная премьера – спектакль «Три сестры Антона Чехова» (реж. Виктор Рыжаков): это одновременно дань традиции – выпускники Школы-студии МХАТ интерпретируют Чехова – и попытка говорить на современном языке с помощью классики.

СОЛНЕЧНАЯ ЛИНИЯ

Отдельным и главным событием уходящего года стала премьера спектакля Виктора Рыжакова «Солнечная линия» по пьесе Ивана Вырыпаева с Юлией Пересильд и Андреем Бурковским в главных ролях. Здесь сошлось все: звездный состав исполнителей, многолетний опыт работы режиссера Виктора Рыжакова с текстами драматурга Ивана Вырыпаева, уникальный, бьющий во все нежные места публики текст – о том, с каким трудом достигается взаимопонимание между мужем и женой как и между людьми в целом.

ИСТОРИЯ ГОДА

Театральная команда «Антикварный цирк» совместно с ЦИМом выпустила зрелищный и яркий спектакль в жанре «новый цирк» – «История года». На сегодня это самый масштабный проект ЦИМа. В праздники с 25 декабря 2017 по 8 января 2018 пройдет 15 показов «Истории года», а в следующем году мы его повторим.