ИСТОРИИ ЛЮБВИ

Мультимедийный спектакль в рамках фестиваля «Театр музыкальных инструментов от XXI до XVI века»

Автор проекта: Рауф ФАРХАДОВ
1 час
18+
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

Спектакль «Истории любви» — это вокальные произведения классиков музыкального авангарда XX века, объединенные темой любви.

Героиня «Историй любви» (певица Фарида Мамедова) проходит через все стадии любовных отношений: надежда, восторг, сомнения, воплощение, уныние, безумие и великое заточение.

Монолог женщины, своеобразный Liederabend под музыку раннего экспрессионизма (Шёнберг, Веберн, Берг, Шрекер, Пфицнер, Цемлинский) дополняется видео, которое проецируется на пять экранов-простыней (сценография современного азербайджанского художника и режиссера Рауфа Мамедова). Коллаж из отрывков фильмов Антониони, Бертолуччи, фон Триера,  Бергмана, Пазолини, картины Магритта, Босха и собственной живописи Рауф Мамедов создал, чтобы усилить эффект от музыкальных произведений.

Вступительное слово с коротким экскурсом в историю авангардной музыки XX века перед спектаклем скажет музыковед и композитор Федор Софронов.

Федор Софронов:

«Музыка, которая прозвучит в проекте, тесно связана как с ранним
экспрессионизмом, так и с традиционным жанром австронемецкой песни,
Lied. Можно будет воочию убедиться, сколь тесно связано творчество
самых разных композиторов первой половины ХХ века с песенными
традициями Шуберта и Шумана.

Композиторы, музыку которых соединил в себе этот моноспектакль о
любви, были людьми австронемецкого Серебряного века. Среди них
яростные консерваторы, как Ганс Пфицнер — русский немец, уехавший в
Германию бороться с модернистами и возрождать национальное искусство;
консерваторы умеренные, как Александр фон Цемлинский, один из лучших
оперных дирижеров своего времени, выдерживавший поединок с самим
Густавом Малером и на дирижерском подиуме, и в личной жизни; и
радикальные новаторы, как ученик Арнольд Шенберг,
прописанный в советских учебниках не иначе, как «ликвидатор музыки»; и
их эпигоны — например, ныне почти забытый Франц Шрекер, чью оперу
«Дальний звон» даже ставили советские театры в 1920-х гг.

Оба ученика Шенберга, Антон фон Веберн и Альбан Берг, вместе со своим учителем образовавшие так называемую «нововенскую» школу, открыли последнюю яркую страницу в истории европейской музыкальной традиции, дальше которой — уже только авангард пятидесятых.

Но все это люди одной эпохи, читавшие одни и те же книги, ходившие в те же самые клубы, кабаре, на вернисажи одних и тех же художников. Да и поэты, на чьи
стихи писали свои Lieder все эти композиторы — одни и те же звезды на
небосклоне немецкого символизма: Штефан Георге, Райнер-Мария Рильке,
Рихард Дёмель».

Проект реализован при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики

В рамках фестиваля смотрите также спектакль «Положение вещей».

Режиссура, сценография, видеоряд Рауф МАМЕДОВ
Вокал — Фарида МАМЕДОВА
Фортепиано – Гюльшан АННАГИЕВА

Colta.ru, интервью Фараджа Караева: «Это ранняя музыка композиторов Новой венской школы, а также современников нововенцев — Шрекера, Пфицнера, Цемлинского. Поет прекрасное сопрано из Баку Фарида Мамедова, аккомпанирует ей не менее прекрасная пианистка Гюльшан Аннагиева. К музыке добавлен видеоряд, напрямую не пересекающийся с тем, что происходит на декорированной сцене. Его автор — Рауф Мамедов, режиссер, фотохудожник, незаурядный и интересный автор. Он наш земляк, но всю жизнь живет в Москве, работал с режиссером Евгением Гинзбургом, сам режиссер нескольких художественных фильмов.

Этот концерт стоял еще в программе нашего бакинского фестиваля в 2015 году. Но случился казус: кто-то из администрации зала, в котором шли репетиции, увидев видеоряд, достаточно фривольно иллюстрирующий тему любви, перепугался и позвонил в министерство. Министра в это время в Баку не было — иначе мне удалось бы это дело уладить, в министерстве перепугались, вызвали меня и попросили убрать видеоряд. Пришлось пойти на такую уступку… Потом при встрече с министром я ему пожаловался, что нам спектакль кастрировали, и он спросил, как они могут реабилитироваться. Говорю — надо вывезти этот проект в Москву, ответил — хорошо. И вот теперь спектакль будет показан в ЦИМе».